Чтобы управлять найстройками профиля, вашими избранными лотами, ставками и выставлять товары на торги.
Виктор Иванович Уфимцев (1899–1964).В 1919 году в
белогвардейском Омске выступал покидавший Россию Давид Бурлюк.
Вдохновленному великим футуристом Виктору Уфимцеву суждено было
стать одним из главных представителей сибирского и туркестанского
«авангарда, остановленного на бегу»
"В едином порыве. " 1946 год..Картон, масло. Размер работы 40,5 см
х 30,5 см. Размер по раме 54 см х 44 см. Авторская подпись, год и
название на обороте работы. Данная работа опубликована в книге
«Виктор Иванович Уфимцев. 1899-1964. Архив. Дневники, фотографии,
рисунки, коллажи, живопись» на странице 133. Год издания книги
2009.
В отличие от многих других остановленных, запрещенных, затравленных
и забытых художников-новаторов Уфимцеву повезло выжить, пережить
период гонений и сберечь свой огонь. В конце жизни Уфимцеву, уже
заслуженному советскому художнику, народному художнику Узбекской
ССР, даже удалось найти силы вернуться к истокам и вновь обратиться
к идеям авангарда, найденным еще в 1930-е.
Виктор Иванович Уфимцев (1899–1964) родился в селе Барневском на
Южном Урале. Детство художника прошло в Тобольске и Таре, а в
1908-м семья перебралась в Омск. В 1910-м мальчик поступил в
коммерческое училище, которое окончил в 1919-м. Из воспоминаний
художника известно, что в 1916 на его работы обратил внимание
учитель рисования А. Ленк, преподававший уроки «правильного
рисования» — дотошного отображения действительности. В 1917
поступил на только что открывшиеся курсы рисования и живописи при
рабочем институте практических знаний (она же Студия А.
Клементьева). Там он учился писать на пленэре и создавать
живописную массу объемов изображаемого предмета.
Кардинальные перемены в мировоззрении художника произошли в 1919
году, после знакомства с докладом Давида Бурлюка о футуризме и его
картинами. Это была «прощальная гастроль»: Бурлюк уезжал в
эмиграцию по Транссибу и выступал с докладами и лекциями в городах
Урала, Сибири и Дальнего Востока — по пути следования. Одной из
остановок (основной, самой значимой) стал Омск — белогвардейская
столица России. В Омске учителя-традиционалисты науськивали своих
подопечных что «футуристы — шарлатаны и скандалисты», поэтому
молодежь, в числе которых был и Виктор Уфимцев, собиралась сорвать
лекцию столичной знаменитости. Любопытно для нас воспоминание
Уфимцева об увиденном. Начинается оно так: «Не дадим издеваться над
чистым искусством!.. В зале, завешанном чудовищными картинами…», а
по прошествии времени добавлено следующей заметкой: «С вечера я
ушел футуристом, и мои взгляды на святое, чистое искусство с этих
пор изменились. Занятия в студии Клементьева пришлось оставить».
Стихи Маяковского, Хлебникова, Крученых подвигли молодых художников
к переосмыслению эстетических ценностей, а вот увиденные работы
Бурлюка, пусть и не самые блестящие среди произведений футуристов,
подсказали им новые художественные приемы и пути дальнейшего
развития в направлении авангарда.
С мая 1920 Уфимцев работал художником в клубе Красной Армии и по
вечерам учился в Красноармейской художественной студии. Позже
именно этот период он назовет отправной точкой индивидуальной
работы в искусстве. В это же самое время закипела футуристическая
жизнь Омска: следуя примеру питерских и московских собратьев,
омские футуристы начали организовывать заборные выставки — попросту
говоря, развешивать картины на заборах. Образцы уфимцевского
«заборного» футуризма представляли собой динамичные конструкции,
находящиеся под властью выверенного ритма, игры геометрических форм
и контрастов.
В 1921 Уфимцев и двое его однокашников по клементьевской студии,
Борис Шабль-Табулевич и Николай Мамонтов, создали группу «Червонная
тройка», в названии которой очевидна связь с «Бубновым валетом».
Первая их выставка состоялась в мае 1921 года в клубе им. Троцкого,
а летом того же года Уфимцев участвовал в поездках агитпарохода
«III Интернационал».
Произведений Уфимцева этих лет дошло до нас очень немного, поэтому
так ценны воспоминания современников и рецензии к выставкам омских
футуристов, позволяющие составить представление о его творчестве
тех лет.
С 1922 Виктор Уфимцев работал художником в Западно-Сибирском
краевом музее. В 1923-м впервые побывал в Москве, познакомился с
Мейерхольдом, Маяковским, Николаем Асеевым. В августе этого же года
Уфимцев и его коллега по «Червонной тройке» Николай Мамонтов по
заданию музея отправились в Ташкент, чтобы принять участие в работе
Самаркандской комиссии по охране памятников старины и искусства. В
Ташкенте он сблизился с Александром Волковым, а в Самарканде — с
Усто Мумином (Александром Николаевым) и Алексеем Исуповым — первыми
лицами будущего «туркестанского авангарда». В этой обстановке,
окрашенной восточным колоритом, Уфимцев постепенно уходит от
футуристических приоритетов и догм и направляет все свои силы на
поиски индивидуального стиля и новаторских решений в области
живописи. Этот процесс можно наблюдать в его ранних среднеазиатских
работах. Смотришь и кажется, что где-то встречается насыщенная
палитра Сарьяна, где-то — геометрия цветовых фигур Волкова, где-то
— примитивизм Бурлюка, а в других и вовсе причудливо сливаются и
переплетаются воедино разнообразные художественные мышления раннего
русского авангарда.
В сентябре 1925 Уфимцев вернулся в родной город уже не
«сорванцом-футуристом», а зрелым семейным человеком и почти сразу
занял должность главного художника Омского городского театра. Так
он прожил почти девять лет.
В 1927 году принял участие в 1-й Всесибирской выставке живописи,
скульптуры, графики и архитектуры, организованной творческим
объединением «Новая Сибирь». Во время работы выставки прошел 1-й
Всесибирский съезд художников, на котором присутствовало 37
делегатов — представителей районов Сибири, одним из которых был
Виктор Уфимцев. Съезд признал основополагающим творческим методом
«“героический реализм”, основанный на идеологии марксизма», а
общество «Новая Сибирь» — «наиболее целесообразной формой
организации художественных сил Сибири».
В 1934 году семья Уфимцевых переехала в Ташкент, где Виктор
участвовал в создании Союза художников Узбекистана, а в 1940-м
возглавил его Правление.
В 1936 году он написал свою первую соцреалистическую программную
картину «Героическая».
В годы Великой Отечественной войны Уфимцев возглавил плакатную
мастерскую УзТАГ, созданную из графиков и живописцев Союза
Художников. В 1944 В. Уфимцеву было присвоено звание народного
художника УзССР, а в 1949-м прошла его большая персональная
юбилейная выставка, на который экспонировалась «официальная» ветвь
его искусства.
В конце 1940-х он возвращается к «живописи по душе», без сюжета и
соцреалистических правил создания картин. В основном пишет пейзажи
и натюрморты. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х
путешествует по Индии, Тунису и Афганистану. Итогом этих поездок
стали серии гуашей: «По дорогам Индии», «Тунис» и «Афганский
дневник», которые были показаны публике на выставке в Музее
Искусств (1961). В 1963 году Уфимцев написал автобиографию «Говоря
о себе». Ушел из жизни в последний день 1964 года.
Работы художника находятся во многих центральных и региональных музеях.Архив художника хранится в Музее изобразительных искусств имени Врубеля.
Предоплата
Банковский перевод
Курьерская компания по городу: 1000 руб. по стране: 1500 руб.
Ставок пока нет.