Чтобы управлять найстройками профиля, вашими избранными лотами, ставками и выставлять товары на торги.
Гарантия подлинности : Гарантия Продавца
Жанр : Городской пейзаж
Техника : Графика
Материал : Бумага
Ширина (см) : 32
Высота (см) : 38
"У Смольного" линогравюра Бендингер В.А. 1978 год
подпись внизу справа
размер лист 38х32 см оттиск 28х24 см в раме под стеклом 38х32
см
Бендингер Владимир Адольфович (1924-2012) художник-график. Член
Союза художников СССР.
В 1948-1953 годах обучался в Ленинградском
художественно-педагогическом училище. Учился у В.М. Судакова. Г.А.
Шаха. Печатные техники - линогравюра, ксилография. Работал в
издательстве как художник книги. Далее занимался гравюрой.
Участвовал в выставках с 1948 года. Первая выставка состоялась в
Южной Германии, в небольшом городке недалеко от Франкфурта. Член
ЛССХ с 1974 года. Более 30 лет проработал в Лениздате. Являлся
автором иллюстраций к книгам "Повесть о настоящем человеке",
"Вечера на хуторе близ Диканьки", и многим другим
произведениям.
В маленьком, милом, уютном городке, растянувшемся по левому берегу
могучего Енисея и окруженного холмами, я и родился в немецкой семье
14 апреля 1924 года. Год знаменательный, если кто еще что-то
помнит. Родился я в Слободке на одной из горушек, и Слободка эта
называлась “Николаевкой”. В этой Слободке я и прожил всё время до
отъезда, не считая первых пяти-шести лет, когда я жил то у бабушки
с дедушкой, то дома. Мой дед, Бендингер Иосиф-Адам приехал в Россию
и именно в Сибирь (за это давали подъемные) в 1900 году, как мне
кажется не без влияния брата, который уже порядочно жил в
Петербурге и занимал приличное место управляющего “Резиновой
мануфактурой”. Но мой дед предпочитал самостоятельность и поехал в
Сибирь. К тому же он имел многочисленную семью: семь мальчиков и
две девочки. Вероятно, он не исключал возможности земледелия
(призывали именно с этой целью). Но дед мой был столяр высочайшей
квалификации и он сразу, же занялся работой, благо заказы превышали
его возможности. Затем он построил себе дом по типу “немецкого”
фахферха, и тут же столярную мастерскую и жизнь потекла. Мой отец -
Бендингер Адольф-Иосиф, вскоре после женитьбы уехал в Петербург. Он
был токарь высокого разряда и работал в “Арсенале”. После долгого
ожидания и, наконец, рождения первого ребенка (моего старшего
брата), безумной стрельбе на улицах они уехали, обратно. Моя мать -
Натали Калинник, немецкого происхождения, но родившаяся в России.
Язык знала плохо и всю жизнь боялась произнести немецкое слово и
отцу не позволяла говорить с нами. Вероятно, она чувствовала
больше, чем мы все… Но вернёмся в маленький городок, который,
кстати, называется Красноярск. Казаки три с лишним сотни лет назад
называли его “Красный яр” по обнажившимся розоватым ярам. Это был
красивый маленький городок, по которому очень приятно гулялось, что
и делали жители постоянно. Одна улица, которая называлась “Большой
“ тянулась через весь город, с начала до конца и помещала в себе
все, что только надо было горожанам. К вечеру суета прекращалась, и
люди только гуляли. И было на что посмотреть – в самом центре
возвышался Кафедральный собор. Конечно, он красовался не долго,
участь его уже давно была предрешена и перед войной его подорвали.
Другой примечательностью был простенький бульварчик напротив собора
– кусочек улочки, обсаженной деревцами. Любимое место для гуляющей
молодежи. В этом городке было множество замечательных мест. Даже
пройти по улочке, какой-нибудь, было большое удовольствие. Дома,
конечно, были деревянные, но так красиво сработанные, что сразу
обнаруживалась рука большого мастера. Окна были обязательно
большие, высокие со ставнями, усыпанными резьбой, как и сами окна.
На окнах цветы и красивые шторы. В тёплую погоду при приоткрытой
створке штора иногда вздувалась и трепетала и вдруг …звуки музыки!
Это потрясало до глубины души. И я, подросший, бродил по этим
улочкам. Легко представить, что происходило в моей душе. О Енисее
уж и говорить нечего. Там был сплошной восторг. И мы с братом,
старшим меня на два года, ходили на пристань довольно часто, хотя
это был и не близкий путь. В таком очаровании я и рос. В 1992 году
дед помог отцу построить маленький домик по своему методу и в конце
года мы переехали в собственный дом. Всё это в той же Слободке.
Необходимо упомянуть – в городе было много национальностей и
больше, как мне кажется поляков. Потом немцев, австрийцев, чехов,
венгров. Очень, много было китайцев, что занимались огородничеством
и на базаре они были почти единственными, кто продавал овощи.
Хорошие были овощи. Присутствие этих людей заметно сказывались в
жизни города. В городе был построен даже костел. В этом костеле мой
отец играл когда-то на фисгармонии и получал 25 руб. в год.
Приближались мои школьные годы. Наступил сентябрь и мои уличные
друзья пошли в школу, которая была почти рядом. Мне же не было
позволено ходить в школу. Когда же я выплакал матери своё горе, она
мне сказала, что только в будущем апреле мне будет тот год, когда
меня примут в школу. Что тут скажешь? И я стал ходить к школьному
забору и смотреть, что там происходит. Недели через две мать взяла
меня за руку, и мы пошли с ней в школу прямо к директору. Директор
был замечательный, ещё из старой школы и немедля сказал, что я
спокойно могу ходить в школу. Вот такая история. Моя первая
учительница тоже была очень хорошая, даже внешне. И я начал свой
первый класс. Пока ещё были тёплые дни учительница водила нас в
ближайшие берёзовые рощи, где мы играли и наслаждались осенью.
Какое это было чудо! К счастью лес от нас был не очень далеко, и мы
с раннего детства посещали его довольно часто. У меня рано
появились цветные карандаши, были и краски на картонках, но я
больше чиркал карандашами. Однако подсказать мне что-нибудь было
некому. Но вот в школе мы стали читать “Сказку о золотой рыбке” и
учительница попросила нас нарисовать к ней наши впечатления или
мысли. Это была, конечно, очень трудная, и не очень понятная для
нас всех задача. Но каким-то образом мы справились. Не все конечно.
В это время я сидел с мальчиком, который умел рисовать и я приложил
все усилия, чтобы не ударить лицом в грязь. И как это не странно
мне удалось сделать бушующее море и старичка с золотой рыбкой. Даже
был отмечен учительницей. Но главное для меня - я понял, что всё
это не так просто и мало в моих каракулях достоинств. Надо
трудиться и трудится. Но вот начался голод. Это произошло не вдруг.
Уже давно я замечал, как беженцы с Украины ходили по домам с
просьбой о подаянии. Мать их часто поила, кормила, если у нас было
хоть что-то. Однако и Сибирь обнищала - богатейший край. Отец
завербовался в тайгу. И ранней весной, как только открылась
навигация мы поехали. В Енисейске нам дали илимку и мы проплыли
вниз до устья Пита. Собралось довольно приличное общество, в
котором преобладали женщины. Мужчин было маловато. И когда мы
добрались до устья Пита, выяснилось что по Питу илимку нужно тащить
против течения. Высадились все, кто мог ходить, и все мужчины
впряглись, чтобы тащить илимку с приличным всё-таки грузом. Должен
был быть и рулевой. Это было серьёзное предприятие и шло очень
медленно. Берега были то гористые, то пологие и каждый раз надо
было переплывать на другой берег. Да и Пит был, не благодушный
часто встречались и пороги и шквары. Уже перед самым прибытием в
посёлок, нам повстречались илимщики с лошадьми, которые плыли в
Енисейск за грузом. Увидав наше плачевное состояние, они
остановились, впрягли в илимку лошадей, посадили почти всех и
поставили своего рулевого, и мы быстро доехали до нашего Пита,
беспрестанно благодаря добрым людям. Это путешествие осталось во
мне на всю жизнь. Всё было очень интересно и ново для меня. Моё
сознание, моя душа зрели с каждым днём. Мы пожили зиму, но к весне
отцу стало нездоровиться и врачи нашли у него цингу. Посоветовали
уезжать. Отец договорился с обозниками и уже ранней весной мы
погрузились теперь уже на сани и поехали в Тасеево. Это был их
обоз. Всю дорогу лежать в санях было скучно и холодно. Мы чаще
бежали рядом. Иногда светило уже весеннее солнышко и взбадривало
нас.C Тасеево на грузовике мы поехали до Канска, а оттуда на поезде
в Красноярск. Весна была уже в разгаре. И голод мы пережили. В этом
посёлке, как в прочих и других местах тайги, как я увидел позже,
все дети, достаточно подросшие, трудились как взрослые. Что нам с
братом очень импонировало. Мы всегда старались что-нибудь делать по
дому. Даже полы мыли,когда оставались одни. А тут мы с приходом
зимы стали заготавливать дрова раз в неделю. Отец нам помог
смастерить большие сани. Наша землянка стола на берегу Пита, а
напротив была - гористая тайга, где было много сухих деревьев. Мы
пилили эти деревья, распиливали на большие чурки, чтобы помещались
в санки, а потом все скатывали по обрывистой скале. Потом
скатывались сами, грузили чурки на сани и везли домой. Это было
недалеко. Дома на берегу распиливали на соответствующие для печки
чурки и кололи на дрова. И были очень довольны, что можем помочь
отцу. А для нас это была просто игра, и мы крепли с каждым разом.
Это была мелочь против того, что делали местные, соседские дети. И
вот мы опять в своей Слободке и в своём доме. С воодушевлением я
взялся за свои карандаши и краски. Но теперь я был другим
человеком, я много видел, многое понимал совсем иначе, чем раньше,
т.е. я продолжал расти и физически и духовно, ничего не проходило
мимо. Всё вокруг меня я видел чётко и ясно. Время шло, и вот
наступил трагический 1933 год. Германия стала фашистской. Все немцы
в городке очень переживали этот зловещий факт. И говоря Германии
больше нет, понимали, что их ждёт горькая участь. Так оно и
случилось. Многие ничего в этом не видели. Многим даже очень
нравиться жить и ничего вокруг не видеть. Мир им и покой… Однако
моя задача - биография. К этому времени я уже стал много и чаще
рисовать и карандашами и красками. У нас откуда-то появились два
три экземпляра старинной “Школа рисования”, которые я перечитывал.
Обратил внимания на меня и отец. Но все попытки пристроить меня
куда-нибудь в кружок рисования оказались бесплодны. Не было таких
кружков. Он нашел немца художника-самоучку, мы были у него, видели
его картины и особенно мне понравившееся наборы красок масляных. К
сожалению, он мало мог мне чем-нибудь помочь, и к тому же он вдруг
исчез. Совершенно одинокий и ничего, кроме красок не знающий
человек. Это было очень грустное событие. Вскоре они стали
повторяться чаще. Отец к этому времени стал проявлять больше
внимания к рисованию. Беседовал со мной и иногда намекал, что был
бы доволен, ясли бы я избрал стезю художника. У меня появились
масляные краски и многое другое. Однажды он снял со стены давно
висевшую у нас довольно приличную картину с рамой. Дал мне
маленькую репродукцию Васнецова В. “Витязь на распутье”. И попросил
изобразить её на картине снятой со стены. Мне было, конечно, жаль.
Хотелось написать “Витязя”,- и исполнить просьбу отца, которого мы
очень любили с братом. Это была первая моя большая работа, и я
трудился основательно и достаточно долго. Отец, естественно, видел
вес процесс, но ничего не говорил, лишь изредка похлопывал по
плечу. Но вот всё было закончено: отец снова вставил её в рамку и
повесил на самое видное в доме место. Но уже горизонтально. Затем
он показывал всем, вновь приходящим и рассказывал, как хорошо всё
сделано и с каким трудом. Конечно, всё это не так просто, как
кажется, только труд приносит успех. Вместе с тем мне было очень
приятно сознавать, что отец нашёл что-то во мне. Пожалуй, это было
счастье для малыша. Отец наш был очень скромный человек, несмотря
на все свои заслуги. Он разбирался в очень многих вещах, и делать
мог очень многое, по тому и работы у него всегда было много. Нас,
ребятишек он всегда видел, но говорил c нами мало по необходимости.
И был с нами всегда ласков. Мы же с братом любили его бесконечно и
старались походить на него. И вот однажды придя из школы, домой, я
застал в слезах мать и брата… Отец не пришёл с ночной смены. Через
некоторое время мать получила извещение – отец арестован по 58
статье на десять лет без права переписки. А мы становились “Врагами
народа”. “Без права переписки” означало расстрел. Все это уже
хорошо знали, шёл 1938 год. Нет нужды отсчитывать наше состояние.
Это нужно пережить. На бедную мать ложились все заботы о нас, двух
уже больших ребят. В школе мы с братом считались одними из лучших
учеников и вдруг – “враги народа”. Я не мог этого понять, и мне
было стыдно ходить в школу. Старался быть не заметным. Летом из
тайги приехали наши дядя и тётя, которые хотели нас забрать нас к
себе, чтобы облегчить заботы матери. Мать же не хотела оставаться
одна, и жребий пал на меня. И мы поехали. Мой дядя был хороший
музыкант, “сын полка”. В этом посёлке он организовал духовой
оркестр и их наградили, как раз этим летом путёвкой в дом отдыха на
дом Пит. Это было невероятно. Я оказался, по-моему, в самом лучшем
положении. Покинул школу, где я был всегда примерным учеником, мне
не надо было теперь смотреть всем друзьям и учителям в глаза, горя
стыдом и не зная вины за собой. Это тяжкое состояние постепенно
прошло. Для мальчишки это было слишком. И вот мы приехали в
посёлок. Тогда он назывался, по-моему, Центральным. Теперь
Южно-Енисейский. Не в этом дело. Это очень старый посёлок и
когда-то назывался совсем по-другому. Дядя сразу же познакомил меня
со всеми музыкантами, и они приняли меня замечательно, душевно и
так были со мной, пока я жил у дяди. А вскоре мы отправились в “дом
отдыха” в Пите. Мы шли, с маршем дядя велел принести мне тарелки, и
весь посёлок провожал нас. И так мы шли всю дорогу это не много не
более ста километров. Играя на всех остановках и ночёвках. И все
встречали нас с радостью. По желанию моего доброго дяди, о чем он
сообщил мне заранее, я стал барабанщиком и вскоре прославился на
весь посёлок. В доме отдыха мы тоже играли каждый вечер в
павильончике на крутом берегу Пита танцы. На прощанье дядя сделал
концерт с декламациями. Дядя читал лекции о музыке и много ещё
чего. Даже ездили в Пит и там играли по какому-то поводу. Пит за
эти пять-шесть лет, что мы там были, изменился совершенно. Всё
кругом было застроено и перестроено. От старого не осталось ничего.
Пока мы жили в доме отдыха, для всех отдыхающих был огромный
восторг. Такое бывает очень редко. В обратный путь мы ехали на
телегах, но мало кому хотелось ехать, все опять шли пешком. Погода
была хорошая. Даже купались в жгуче-холодных, прозрачных таёжных
речках. И вот мы снова на прииск, как когда-то давно назывались эти
посёлки. Поскольку это был очень старый посёлок, он был довольно
прилично застроен, а примечательным был в нём не большой, не давно
построенный клуб. В нём был зрительный зал, сцена, фойе,
артистическая и музыкальная комнаты. Там же жил и директор, с
которым дядя, немедля познакомил меня и сказал ему, что я, между
прочим, художник. Директор сразу же попросил меня сделать в фойе
картину. Дал мне приличного размера холст на подрамке, репродукцию,
и я приступил к работе. Это был берег моря. К осени она уже висела
в фойе. Мой умный и добрый дядя старался сделать всё, чтобы я забыл
этот тяжкий для меня год. У меня не было времени задумываться.
Начались опять репетиции, иногда прямо на улице, а к вечеру мы
нередко проигрывали многое из старых вальсов, фольклоров и
проникавшему в Россию танго. Весь посёлок любил наш оркестр. Осенью
я пошёл в школу. Репетиции были каждый день по вечерам. Времени
было мало, едва успевал сделать уроки. Потом дядя решил создать
струнный оркестр. Инструменты для этого были. Мне досталась домра -
Николо. К тому времени я уже играл немного на балалайке (самый
первый мой инструмент), на гитаре и мандолине. Дядя мой был очень
разборчив в музыке, мы играли очень хорошие вещи и концерты публика
очень любила. Мы занимали всю сцену, зрительный зал всегда был
переполнен и взрывался чаще бурными аплодисментами. Здесь нет
ничего удивительного. В такой глухой стороне, где даже не было
радио, любые встречи с искусством были дороги. И счастье что были
люди, не жалеющие своих сил, чтобы доставить хоть немного радости
жителям таких глухих мест. И только искусство делает человека
человеком. И именно настоящее искусство то, что трогает человеку
душу. Но уже поздно говорить об этом. И вот совершенно незаметно
прошла зима, начались экзамены и я окончил среднюю школу. Стал
взрослым человеком, но ничего не понимал, что будет дальше. К концу
лета приехал мой брат и сказал, что я должен поехать домой к
матери, а он останется у дяди. Вот тут я понял, что весёлая и
лёгкая жизнь моя закончилась. Но поехал с радостью увидеть маму, по
ней я скучал всегда. Поехал на грузовике как все, а брат мой
провожал меня, на велосипеде пока мог. Доехав до Анкары, где была
пристань “Мотыгино”, а затем по Анкаре до стрелки “устья Анкары” и
дальше по Енисею. Поездка была не сложной, но на стрелке не
оказалось парохода и пришлось дня три- четыре ждать. Пароход
прибыл, сели и поплыли в Красноярск. Пока было светло, невозможно
было уйти с палубы - так красив Енисей. И я стоял до темноты. Это
была первая моя самостоятельная поездка. Наконец дня через два,
наверное, к вечеру пароход причалил к пристани Красноярска. Сошли,
распрощались с попутчиком и поплелись домой. У меня был небольшой
фанерный чемоданчик, куда мне сложили всё моё имущество. А снаружи
я привязал палитру, что привлекало всеобщее внимание. Но мало кто
знал что такое палитра. Солнце уже почти село, когда я подходил к
своей калитке, стараясь представить, как меня встретит мама. Только
вошёл, из сеней вышла мама, я побежал, не добежав двух шагов, упал
на колени и мы расплакались. Ели поднялись и вошли в дом. Началась
совсем другая жизнь. Год прошёл, мне исполнилось пятнадцать лет.
Многое во мне изменилось. Пробовал ходить в восьмой класс, кругом
были опять мои друзья, и мне надо было смотреть опять им в глаза. А
дома я был нахлебником, видел, как бьётся моя мать, а что же я
…Мать решила отправить меня на курсы счетоводов, хотя это было
очень дорого. Весной с успехом закончил, получил свидетельство, и
можно было искать работу. Но мне ещё нужно было получить паспорт.
Но когда мы пришли в милицию в паспорте уже готовились написать мою
национальность “немец”. Мать со слезами стала объяснять какой же я
немец если она мать родилась и выросла в России, а я родился и
вырос в Красноярске. C неохотой, и зная, что это мало что значит
они написали мне национальность “русский”. Теперь можно было идти
искать работу. Пошёл, конечно же, как мне было стыдно ходить по
канторам и просить милостыни. Смотрел объявления, записывал адреса
и ходил почти каждый день, если находил новые объявления. Приходил,
стоял, ждал, когда освободятся. Показывал своё отличное
свидетельство, но мне всегда говорили “нет“ или “уже нашли”. И чёрт
знает что ещё. Ничего, ничего не понимал, думал, может, выгляжу
мальчишкой. Проходил всё лето и всё напрасно. И уже осенью на
исходе моего терпения зашёл в какую-то контору и увидел нашего
преподавателя с курсов. Рассказал ему про свои мытарства, и он
утешил меня, сказал, что меня возьмёт на работу. Но это кантора
аннулировалась, нужно было помочь привести бумаги в порядок. Не
менее месяца мы провозились, а потом он послал меня к своему брату,
работавшему в Геологоразведочном тресте бухгалтером. Наконец я
нашёл место работы. И этот человек был очень приятный и порядочный.
Он работал в отделе капитального строительства, там он был
инженером, бухгалтером и счетоводом. Он мне поручил, всю работу до
баланса, что позволило мне на деле пройти курс бухгалтерии. Это
было знаменательно и интересно. Но,наверное, через пол года меня
взяли в главную бухгалтерию треста всё пропало. Сидел, писал,
считал что это и к чему. И быстро скука меня одолела. Стал думать,
как и куда оттуда смотаться. Узнал, что в городе есть
художественная мастерская, где делают небольшие работы, в основном
натюрморты на стекле. Окантовывают и продают. Не очень это меня
устраивало, у меня был уже опытец в искусстве и работал всё
свободное время. Но нужно было зарабатывать, и помогать матери.
Мастерская просуществовала до войны. В июле её разогнали и начались
опять поиски работы. И снова я проходил всё лето и всю осень. И
опять случайно зашёл в контору, где работал мой добрый педагог с
курсов Николай Александрович Лозицкий. В его конторе статистик был
в отпуске, и он взял меня, а потом он познакомил меня с бухгалтером
из пригородного совхоза и тот взял меня в свою контору. Он был из
Киева и думаю, ему тоже нелегко было найти работу. Совхоз находился
в километрах пятнадцати от города на месте бывшего монастыря. Все
оставшееся монастырские постройки занимал Дом отдыха. Совхоз
пользовался землёй. Его скупые постройки были за пределами
монастыря. Туда я и приплёлся со своим небольшим чемоданчиком.
Несколько дней может быть, пару недель я ночевал у бухгалтера,
который беззастенчиво спаивал меня, разливая бутыль на два стакана.
Любил очень выпить. Потом нашлась паршивенькая комната и попойки
закончились, хотя пьянство продолжалось только стаканами я не пил.
А в дальнейшем вообще перестал изображать собутыльника. Это была не
жизнь, а вынужденное состояние безработного. Но ещё страшнейшая
судьба ожидала моего бедного брата. Наступил его призывной год, и
он получил повестку. Пришел ко мне попрощаться. Он вообще не был
парнем рубахой, а тут он был печален. Нашёл чистую открытку и на
ней написал – Помни и не забывай! Довольно долго мы сидели, и потом
он пошёл домой. Больше я его не видел. Это была поздняя осень. А
весной меня выгнали из совхоза как врага народа. Директор совхоза
позвал меня и сказал, что бухгалтер требует, чтобы меня уволили.
Директор был, человеком нормальным он хорошо ко мне относился, и
ему было жаль меня, но иначе он поступить не мог. Это было тогда
ясно. Опять начались поиски и конечно безуспешные. Уже в конце лета
не помню, как это случилось, меня взяла заведующая нашей слободской
поликлиники очень хороший врач терапевт Дора Леонтьевна. Только имя
уже помню. Работа была не сложная. Врачи и сестры все женщины.
Поликлиника была небольшая и обслуживала, всю нашу Слободу, была
недалеко от нашего дома... С удовольствием принялся за работу в
таком приятном коллективе. Но недолго мне удалось радоваться, если
это можно так назвать в такое безумное житиё. К концу года я тяжело
заболел, к счастью в хороших руках не говорю уже о
самоотверженности моей дорогой матери. Как долго я валялся, они
спасли меня. Описать, это невозможно можно только видеть. Кто видел
тех уже нет, а потомкам это не интересно и не нужно. Всё течет, все
изменяется. Нужно отдать должное замечательному врачу Доре
Леонтьевне проявившей прозорливость и силу воли. Без преувеличения.
Приятно было вернуться в такой приличный и скромный коллектив. Шёл
третий год войны. Как-то проходил по нашей Слободе и ко мне подошёл
парень, сказав, что был с моим братом и очень кратко мне изложил,
что там было. Мы знали, только что брата нет. Он писал, матери
письма и всегда просил что-нибудь. Кое-что и я читал, когда
приходил из совхоза на выходные. Он писал, что все посылки от
матери с едой они сейчас же съедали. Мать ему послала шерстяной
шарф, он сделал из него портянки, ноги мёрзли в ботинках
истасканных до предела. Больше мы нечего не знали. Оказалось всех
строй-батовцев “врагов народа” посадили в товарные вагоны и отвезли
на глухую станцию и высадили. Вероятно, было какое-то убогое
помещение, где они могли спать. Был декабрь месяц. Затем им дали
кирки и лопаты и заставили долбить мёрзлую землю. Для возможного
строительства в будущем, которого у них не было. Ни еды достойной,
ни одежды они мёрзли как мухи. По-моему мать получила извещение,
что он умер от дизентерии. Парень сказал, что в живых почти никого
не осталось. Но никаких подробностей не сообщил. Вот и я получил
повестку военкомат. В моём билете давно стояло “не строевой”. Мне
предложили посещать курсы шофёров. После двух посещений спросили,
проходил ли я медицинскую комиссию? Я сказал что нет, не проходил.
Послали обратно. Пошёл к врачам они меня осмотрели и сказали, что
шофёром быть, не могу. Жду начальника. Приходит капитан и секретарь
объясняет ему. Капитан зло смотрит на меня и спрашивает – Не хочешь
быть шофёром? И говорит секретарю-В стройбат его! И я пошёл. Но
время было уже другое. Тут были и фронтовики и сумасшедшие и
довольно пожилые. Но опять товарные вагоны опять таёжная станция,
где мы высадились и пошли в тайгу. И только когда дня через два-три
мы вошли на Ману мы поняли что идём на лесосплав. Лесосплав – это
очень тяжелая и серьёзная работа и кроме того надо хорошо знать
технику этой работы без знаний там делать было нечего тем более
стройбату. А после осмотра врача многим и подходить было нельзя.
Лесосплав – это горы стволов деревьев по обоим берегам реки.
Попробуй подойти к краю. Вскоре многих из нашего стройбата выгнали.
Дали по буханке хлеба мы поплелись обратно в город. Когда мне дали
военный билет я пошел в отдел кадров военного совхоза номер 703 и
меня, наконец, взяли на работу. Два с лишним года я проработал на
заводе. Но поскольку я был уже художник, а на заводе был свой
художник, во все праздники он забирал меня к себе и мы вместе
украшали завод. И уже в сорок шестом году я поступил во вновь
образованное городское товарищество ”Художник”. Полгода спустя был
принят в члены Союза Художников, в Красноярске ещё не было. Да и
художников было маловато. Должен сказать ещё пару слов о своей
матери. Я обязан ей не только тем, что она спасла меня в эти
тяжелейшие голодные годы, я обязан ей всем, что обрёл в жизни. У
неё я научился трудиться, что самое главное в жизни. Она была
особенным человеком, о котором нужно сказать много или уж не
говорить. Наша мастерская обретала известность и всё чаще поступали
заказы. Работы было много копии конечно и портреты вождей как тогда
было необходимо. Приходили и художники. В сорок седьмом году
председатель сказал. - Прислали две путёвки в “Горячий ключ” под
Краснодаром. Но никто ехать не хотел. Не хотел и я. Но когда я
сообщил эту историю матери, она удивилась и сказала мне, почему не
поехать и не посмотреть. Вот мысли настоящие. На следующий день я
сказал председателю что поеду. Нашёлся и спутник. Ехать, конечно,
было противно, но санаторий был приличный и собирались там только
художники со всех концов России. Это было очень интересно, я был
впервые в таком обществе. Все писали этюды, писал и я, но не мог
долго избавиться от Сибири, как мне говорили художники. В конце
сезона - это был уже сентябрь, устроили выставку, поговорили и
разъехались. Мне посчастливилось ехать с иркутянином хорошим
художником. Да одному было бы худо. По приезде в Красноярск мне
опять предложили устроить выставку, на которой как всегда одни
хвалят, другие хулят. И хорошо если найдётся умный человек и
скажет, не слушай никого. К этому возрасту в прочем у меня уже было
достаточно учености. И солидная практика. В сорок восьмом году к
столетию нашего знаменитого земляка Василия Ивановича Сурикова
решили устроить в Красноярске Союзную выставку. Приехала компания
москвичей было много разговоров и лекций и прочего. На эту выставку
у меня взяли два этюда мой творческий стаж начался. И тут мне
пришла в голову мысль, что надо немного поучиться. Мыль как будто
правильная, но далеко не означающая что по окончании учения из тебя
получится художник. Совсем нет. Но я видел, что прозябание в
провинции может меня вообще угробить. И пример моих родителей помог
мне. И так я послал в Петербург в училище мои работы. Там учился в
институте мой таёжный приятель. Который мне очень много помог, к
которому я, в конце концов, поехал в общежитие. Иначе мне не куда
было ехать. Всё было далеко не так просто, как я предполагал. И
хоть многому меня уже научили, но многое было еще впереди. Долго
ожидал вызова, но время проходило, и я поехал на - авось. Когда
приехал, увидел что никто и не собирался меня вызывать, а работы
мои лежали на почте, и мне пришлось ещё заплатить за просрочку.
Принёс работы в училище и был безоговорочно принят. Кто-то даже
сказал у вас там, в Сибири все живописцы видать! Не уместное
остроумие в этом случае. Был принят, но об этом я должен был быть
оповещён в Красноярске, это было не совсем по-человечески. А
впереди ещё столько забот. Но ничего лучшего не было, нужно было
довольствоваться тем, что есть. В училище был первым студентом
получал хорошие оценки был единственным кто после каникул привозил
кучу этюд которые выставлялись. Мои классные работы возились всегда
в Москву, когда там устраивались училищные выставки. По ходу учёбы
всё более приходил к сознанию, что мало получу нового кроме
натурной практики да ещё раз пройдусь по истории, которую
перечитывал уже давным-давно ещё при отце. Старая Слободская
библиотека была в двух шагах от дома с ранних лет регулярно много
посещаема. Читать мы любили все, как и трудиться. Но вот пришла
пора дипломной работы. В качестве консультанта к нам пришёл очень
хороший художник порядочный человек Иосиф Серебряный. Это было
очень приятно, мы все его уже знали, а теперь познакомились ближе.
Он мало говорил, но каждое слово его было существенно и очень
помогало. Мой диплом он принимал положительно, и это радовало и
вселяло надежду. Вышло же всё наоборот. В день защиты ходила
комиссия, во главе которой входил Самуил Нивельштейн, но не он,
конечно, был главой. И Серебряного не было. Когда они стояли, молча
у моего диплома, я осторожно заглянул в тетрадку в руках
Нивельштейна и увидел против моей фамилии уже написанную четвёрку.
Всё было ясно. И сколько не галдели присутствующие после объявления
оценок, это нимало не могло повлиять. И, конечно же, это не
единственный случай, не имеющий ничего общего с качеством
художественных успехов. Обыкновенная чиновничья выходка. Неспроста
после защиты мой диплом исчез. Все получили свой дипломы на руки, а
мой исчез без каких либо объяснений. Глупо недодумавши, сгоряча
пытался поступить в Академию. Получив на экзаменах четверки, не
прошёл. Добрые люди возили мои работы в Москву к А.Герасимову. Мне
дали дополнительное место. Немало не смущаясь на моё место, приняли
какую-то студентку. Вероятно соблазнительную. Это мне в науку чтобы
не забывался. Только два слова доброго И.Серебряного – Вы будете
художником! Пришедшего на следующий день в училище, и выслушавший
мою историю с дипломом, немного утешали. Так закончилась моя жажда
познаний, что я наделся получить от кого-то. Начались новые поиски
работы. Но тут был уже не тот глупый доверчивый мальчишка, а
взрослый человек, владеющий не малым мастерством. Ещё в училище при
новом, очередном директоре, у нас было что-то вроде книжного
оформления, которое он же нам преподносил. Мы должны были сделать
обложку к любой книге по нашему вкусу. Не помню теперь, чтобы я
видел чьё-нибудь рвение, но моя обложка жива до сих пор. Директор
как-то сказал на уроке, что мне будет не трудно найти работу. Моё
собственное образование в это время было уже достаточно высоко,
чтобы я сам мог догадываться об этом. Тогда в том, что сам я ещё не
очень хорошо понимал этот факт. Гораздо позднее я мог тоже сказать
себе. Всё что я имею, я обязан книгам. Не зря мы с братом читали
ещё с дошкольного возраста. Такова семья наша. После этой никчёмной
“борьбы” не известно за что я поехал к матери в Сибирь. Нужно
сказать, что наш Красноярский Союз после моего поступления в
училище и приездов на каникулы всегда давал мне хорошую работу,
чтобы я мог заработать на житьё в Петербурге и оставить матери. Вот
и на этот раз они поручили мне такую копию с бесчисленными фигурами
и множеством портретов. Что в другое время я бы ни за что не
взялся, но тут делать было нечего, деньги были нужны. Наверное,
месяц я пыхтел, если не более, но наконец, закончил и успешно сдал.
Полагаю, что красноярские художники лучше видели мой рост в технике
живописи, чем училищные педагоги. Выполнив свою задачу, и немного
отдохнув, должен был ехать обратно. Была уже поздняя осень, и снегу
было довольно много. И вот я снова в Петербурге и опять поиски
работы. Получил книгу, сделал с десяток эскизов и конечно был
выбран интересный художественному редактору вариант. Делаю
оригиналы и иду в другое издательство и беру книгу там. Вот и всё.
Знакомлюсь с художниками. Мой первый знакомый был замечательный
художник Николай Иванович Васильев. Был тонким художником. Мне в то
время особенно понравились его технические придумки. Они очень
облегчали всю работу очень сложную, если кто-то знаком с ней.C
Васильевым мы работали в одном издательстве очень долгое время.
Была работа, и мы работали. Но однажды наш редактор и друг
говорит:- Смольный требует обложку, к 250 летию Петербурга
сделайте. Мы сделали. Но я не особенно старался, ибо знал, что
лучше Васильева мне не сделать. Но редактор придя из Смольного
сказал мне: - Твою обложку приняли. Мне предстояло сделать огромное
количество оригиналов в двадцать два издательства. Просил Колю
помочь мне, но отказался. Вот ведь как бывает. Сидел день, и ночь
срок был маленький. Дошла очередь до “Лениздата”, был такой.
Васильев там я знал, что-то делал. Опять попросили его помочь, но
он сказал: - Вот. И я познакомился с большим издательством. Так оно
и случилось. Принёс я оригиналы и на моё счастье главный художник
присутствовал отличный художник и человек Борис Фёдорович Семёнов.
Потом вскоре мы стали друзьями и работали вместе. И так я показал
оригиналы, ему всё понравилось, и он обратился к редактору
Маслакову дать мне работу. Но дал мне работу вскоре сам хорошую и
интересную. С этого и началось моё как художника книги. А в скором
времени я просто стал первым в издательстве. Никто не мог сделать
обложку так быстро и хорошо. В этом издательстве это требовалось
очень часто, издательство было политическое. Однако редакции были
различные, были и хорошие книжки. Немного конечно, но были. Дело
портили писатели из Смольного. Разумеется, я работал ещё и во
многих других издательствах, работы было много. В этом издательстве
мы впервые встретились и близко подружились с Андреем Алексеевичем
Утиным. Как позже выяснилось, что мы были дальними родственниками и
до его кончины мы оставались ближайшими друзьями. То есть в
действительности были родственниками. Его покойная мать так и
считала. Под его влиянием я начал заниматься мини-гравюрой и
довольно быстро начали проявляться успехи, и начался новый этап
графики. На выставках стали появляться не только обложки, но и
гравюры. В начале семидесятых годов к великому сожалению редактора
Олега Ивановича Маслакова я оставил книгу совсем. У меня просто не
хватало времени на всё, и к тому же гравюра меня увлекала более.
Наконец я понял суть гравюры и резал с большим трепетом. Это было
замечательное время. Да было время, ничего не скажешь. Имеется в
виду исключительно творчество. Помещение Союза художников на Малой
Морской я начал посещать довольно рано. В то время там устраивались
сравнительно часто различные выставки, было интересно. Было
интересно и в этом старом красивом помещении. И иногда я долго
бродил, повсюду заглядывая, куда возможно, постепенно становясь
знакомой вещью для художников, и кое-кто даже здоровался со мной.
Когда же по работе я знакомился со многими известными художниками
союза я вроде стал уже “своим человеком”. Когда же я оказался при
готовящемся выпуске стенной газеты, мне невольно пришлось стать,
участником расписывая названия статей. Писать надо было красиво
интересно и быстро. Таким образом, мне пришлось стать членом
редколлегии, меня просили приходить. Главным редактором был в то
время Юрий Полисцович Мезерницкий мой любезный поклонник. Когда я
приносил ему в “Костёр” гравюры иллюстрации он почти всегда
говорил: “- Это же выставочные работы”. Он был главным редактором
журнала “Костра”. По-моему с самого основания. Очень опытный
художник. И так я был уже членом редколлегии стенной газеты, многие
художники меня знали, многие приятели считали меня членом союза, но
я как-то об этом и не думал и был однажды просто ошеломлён когда,
войдя в секцию графики, наша милая Надежда Александровна спросила:
- Вы принесли работы? - Какие работы? - Вы в списке вступающих в
союз! Я об этом ничего не знал, и вообще ни каких шагов к этому не
делал. И наконец, мой Андрюша сказал мне с гневом: - Собери работы,
чтобы всё было в порядке. Это суетливая канитель произошла,
наконец, но никаких изменений я не видел. Всё было как было.
Однажды в Фонд пришёл заказ из Алтая на четыре сибирских пейзажа.
Не знаю, почему, но этот заказ поручили исполнить мне. Это конечно
большая честь, но что-то надо было сделать. Поскольку я родился в
Сибири и вырос там, бывал в самых глубоких сибирских местах. Сибирь
знал не по рассказам, нужды в сюжетах у меня не было. Беспокоило
меня душевное выражение. Всё что я видел на выставках, ничего
общего с Сибирью не имело. Немало пришлось повозиться и
потрудиться. Писал темперой. Не знаю теперь, сколько прошло времени
немало я думаю, но наконец я представил четыре пейзажа на совет.
Для совета это было нечто.
Предоплата
Банковский перевод
Наличными при встрече
Почта России по городу: 0 руб. по стране: 400 руб.
Личная встреча
Самовывоз
Ставок пока нет.