Давид Петрович Штеренберг (14 (26) июля 1881, Житомир — 1 мая
1948, Москва) — русский и советский художник, живописец и график,
один из основных представителей современного русского
изобразительного искусства первой половины XX века. Штеренберг —
один из самых самобытных мастеров отечественного искусства.
«Столы» Конец 1910-х- начало 1920-х гг. Бумага, офорт. Из серии
«Столы». Авторская подпись карандашом в левом нижнем углу. Размер
листа 27,5 см х 18 см. Размер по раме 63 см х 53,5 см Паспарту,
антибликовое стекло. Музейная, редкая работа..
Родился в 1881 году в еврейской семье в Житомире, отец был
приказчиком. Был учеником фотографа в Одессе, увлекался
революционными идеями. В 1906 году как активный участник Бунда был
вынужден эмигрировать из России в Вену. С 1907 по 1917 жил в
Париже. В Париже занимался фототипией и учился живописи сначала в
Школе изящных искусств, а затем в академии Витти. Среди его
сокурсников был голландский художник Кеес ван Донген. Жил
Штеренберг в известном парижском фаланстере «Улей».
Художник испытал влияние творчества Поля Сезанна и кубизма. С 1912
года принимал участие в экспозициях Парижского салона. Позже
примкнул к Салону Независимых, сблизившись с другими художниками
парижской школы: Липшицем, Кислингом, Диего Риверой, Марком Шагалом
и прочими. Картины Штеренберга парижского периода часто
противоречивы и неоднородны. Узнаваемый стиль у художника
выработается только к концу пребывания в Париже.
После Октябрьской революции 1917 года Штеренберг возвращается в
Россию, где политическое прошлое и знакомство с наркомом
просвещения А. В. Луначарским сыграли свою роль. Знакомый с
парижским творчеством Штеренберга, Луначарский назначает его
заведующим Отделом ИЗО Наркомпроса. Наряду с Натаном Альтманом и
другими деятелями российской культуры, он принял участие в
конференции писателей, художников и режиссёров о сотрудничестве с
советским правительством в Смольном в Петрограде (Санкт-Петербург).
В 1918 году в Москве состоялась выставка участников Еврейского
общества содействия искусству, в которой Штеренберг принимал
участие наряду с Альтманом, Барановым-Россине и Лисицким.
Октябрьская революция застала Альтмана в Крыму, где он проводил
отпуск. Известие о пролетарской революции принял восторженно и, не
дожидаясь конца отпуска, вернулся в Петроград. И все же, как и
многие русские интеллигенты, художник не понял масштаба и значения
событий. Альтман решил: настало самое подходящее время осуществить
давнишнее намерение — устроить персональную выставку в Нью-Йорке.
Выполнить такое решение оказалось не просто. Настойчивость
победила. Картины были собраны и упакованы. Новенький заграничный
паспорт и проездной билет лежали в бумажнике. Но именно в этот
момент к Альтману пришел странного вида человек: небольшого роста,
с торчащими, чуть седеющими волосами. То был недавно вернувшийся на
родину из Парижа живописец Давид Штеренберг.
Несколько лет назад Альтман и Штеренберг жили в Париже, в одном
доме — многоугольном сооружении, напоминавшем провинциальный цирк.
Парижане называют этот дом «Улеем искусства». Он и сегодня служит
прибежищем для начинающих художников.
В 1914 году мастерскую Штеренберга посетил Луначарский. «Я отмечаю
не столько богатство исканий Штеренберга, сколько необычно быстрые
успехи, которые он делает… и более всего его уверенный вкус», —
писал после этого посещения Луначарский в своей корреспонденции для
газеты «Киевская мысль».
Теперь Штеренберг пришел к Альтману по эстренному поводу. При
Комиссариате народного просвещения начинали создавать отдел
изобразительных искусств, и нарком Анатолий Васильевич Луначарский
предлагал Штеренбергу и Альтману принять участие в работе
Комиссариата.
С 1918 по 1920 он был заведующим отделом изобразительного искусства
Народного комиссариата просвещения. В 1918 году он опубликовал свою
программную статью «Задачи современного искусства» в новостях
Петроградского Совета. С 1920 по 1930 преподавал во ВХУТЕМАСе. В
1922 году в Москве Штеренберг принял участие в выставке еврейских
художников, участником которой был и Марк Шагал. В этом же году он
написал эссе для каталога Первой русской художественной выставки в
галерее Ван Димена, в Берлине. Был участником объединения Комфутов
(коммунистов-футуристов). В ЛЕФ вступить отказался в связи с
отрицанием теоретиками ЛЕФа станкового искусства. В 1925—1932 годах
основатель и руководитель Общества станковистов (ОСТ).
Штеренберг сыграл значительную роль в становлении советского
искусства, особенно в послереволюционный период, когда отдел ИЗО
Наркомпроса объединял художников-авангардистов, отвергавшихся
прежним официальным искусством. Штеренберг уделял большое внимание
организации выставочного дела и вопросам художественного
образования. Основную задачу советского искусства Штеренберг видел
в необходимости повышения живописной культуры, тем самым
недооценивая значение сюжетного, социально-активного искусства.
Работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта. Подражая
импрессионистам в ранних пейзажах, в которых уже были заметны
фактурные искания, художник стал писать работы в футуристическом
плане. Перед Штеренбергом возникла задача, решение которой увело
его от футуризма к кубизму, — проблема фактуры и объёма. Основной
целью художника была передача различной фактурной обработкой
двухмерной плоскости реальной трёхмерности в картине (например,
«Простокваша» и др.). Однако в работах Штеренберга наметилось
преодоление того абстрактного формализма, который привёл кубизм к
деформации действительности. Штеренберг — новатор и авангардист.
Его картины не были похожи на традиционную живопись. При этом они
строго конкретны и изобразительны. Это изображения простых вещей,
натюрморты. Предметы предельно просты: губка и мыло, керосиновая
лампа, нож, бутылка. Две селёдки на блюде и полбуханки чёрного
хлеба… Одна, самое большое — три вещи, грубые и бедные, на голой
пустоте холста, подчёркнуто плоскостного, лишённого и
пространственной глубины, и объединяющей, обволакивающей предметы
атмосферы. В то же время подчёркнут материал, структура поверхности
вещей: гладкий фаянс и шероховатая хлебная корка, слоистая доска и
скользкая рыбья чешуя.
Художник также прибегает к рельефу — некоторые изображения
выступают из поверхности холста. Обращаясь к зрению, такая живопись
возбуждает скорее осязательные, материально-конкретные ощущения.
Одинокие предметы будто просятся из неё наружу, в живые
человеческие руки. Простейший натюрморт, как визуальный текст,
насыщен драматическим напряжением, сигнализирует об элементарных и
необходимых человеческих ценностях. «Вся его живопись есть рассказ
о хлебе насущном, которого надо припасти так немного, чтобы
прожить, но над которым надо помучиться так много, чтобы достать»,
— сказал о Штеренберге искусствовед А. М. Эфрос. В портрете
художник также соединяет максимальное обобщение с осязательной
конкретностью образа-типа: крестьянская девочка («Аниська», 1926) с
таким же бедным натюрмортом на столе за её спиной; суровый старик
крестьянин, величественный в холодной пустоте снежного поля
(«Старое», 1925—26).
Таковы и крестьянские образы в его сюжетной картинах «Колхозник»,
«Агитатор в деревне» (1927) — возвышенно-строгие, замкнутые,
сосредоточенные. Художник достиг в них монументальности древней
фрески. Наряду с сюжетными картинами, мастер не оставил без
внимания натюрморты и пейзажи, крупнейшим мастером которых он
являлся.
Основным занятием Штеренберга была живопись, но также он выступал в
роли художника-постановщика в театре, работал в графике — книжной
гравюре, рисовал книжки-картинки, используя принципы схематичного и
плоскостного детского рисунка, во многом близкого к его стилю
письма.
Среди учеников Штеренберга такие известные российские художники,
как А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. А. Лабас, П. В. Вильямс, А. Д.
Гончаров и другие. В 1930 году Штеренбергу было присвоено звание
заслуженного деятеля искусства.
После 1930-х годов Штеренберг был вынужден работать в более
реалистичной манере, так как с середины 1930-х его творчество стало
диаметрально расходиться с изменившейся государственной линией в
области искусства. В 1940-х годах подвергался резкой критике за
формализм. Его независимый стиль перестал пользоваться спросом,
постепенно его работы были изъяты из поля зрения общественности.
Нападки критики тяжело отразились на моральном состоянии художника
и нашли отражение в его поздних работах. Штеренберг глубоко осознал
своё еврейское происхождение. Он писал своей жене Надежде: «У меня
в жилах течёт восточная кровь, кровь моего предка, который написал
„Песнь Песней“, и нет лучше песни». В самом конце жизни в эскизных
«Библейских мотивах» (1947—48) у художника наметился новый
живописный язык, стали проявляться новые драматические интонации.
Развить их он уже не успел. После его смерти в 1948 году он был
практически забыт. Похоронен Штеренберг на Ваганьковском кладбище в
Москве.
В контексте общего восприятия мирового изобразительного искусства
творчество Штеренберга отличается особенным своеобразием. Его
заслуга перед мировым искусством в том, что будучи солидарным с
авангардным искусством, отстаивал в то же время основополагающее
значение станковизма в формировании новой эстетики двадцатого века.
«Основа творчества Штеренберга — предмет, воплощённый в
оригинальной, неповторимой системе живописного натюрморта. В своем
самодостаточном значении объекта аналитического искусства натюрморт
художника тем не менее в полной мере наделен богатством социального
и философского содержания». Работы художника находятся в музеях
Москвы, Санкт-Петербурга, Житомира, а также в частных
собраниях.
В России коллекционером Андреем Ерёминым создан Международный
благотворительный фонд Давида Штеренберга, основные направления
работы которого — поддержка молодых художников, организация
выставок по всему миру, издательская деятельность. При участии
фонда в апреле 2000 года на Неглинке в Центре искусств была открыта
большая выставка натюрмортов Давида Штеренберга.
Произведения Штеренберга находятся во многих музейных и частных
собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее,
Государственном Русском музее, Одним из наиболее значительных
собраний живописи и графики мастера обладает ГМИИ им. А. С.
Пушкина.