Чтобы управлять найстройками профиля, вашими избранными лотами, ставками и выставлять товары на торги.
Тематика : Другая тематика , Художественная литература, поэзия , Детская литература
Гарантия подлинности : Гарантия Продавца
Годы издания : 1855-1900 гг.
Издавался писателем, журналистом и издателем
Н. И. Новиковым. Журнал выступал против злоупотреблений
помещичьей властью, неправосудия, взяточничества и за действенную
«сатиру на лица», против бессильной «сатиры на пороки». По этому
вопросу «Трутень» вступил в полемику со «Всякой Всячиной»
императрицы Екатерины II. Вскоре журнал был вынужден умерить тон, а
затем и совсем прекратился.
Николай Иванович НОВИКОВ (1744 — 1818) — русский
просветитель, журналист, издатель, критик и общественный деятель,
собиратель древностей, одна из крупнейших фигур эпохи Просвещения в
России.
Николай Новиков был организатором издания многотомной Древней
российской вивлиофики, включающей редкие памятники из истории
Древней Руси, а также стал известен как инициатор составления
крупнейшего русского рукописного собрания алхимической литературы,
известного как Герметическая библиотека.
Род Новиковых известен с начала XVI века. Фамилия Новиков произошла
от слова новик — так в Московской Руси называли молодых дворян,
недавно начавших служить при дворе.
В детстве Николай учился у деревенского дьячка, затем, в возрасте
11—16 лет, в Московской университетской дворянской гимназии при
Московском университете (1755—1760), откуда был исключён «за
леность и нехождение в классы».
В начале 1762 года поступил на службу в лейб-гвардии
Измайловский полк (куда был записан ещё ребёнком) и как часовой у
подъёмного моста измайловских казарм в день переворота Екатерины II
был произведён в унтер-офицеры.
В 1767 году Новиков был в числе молодых людей, которым было
поручено ведение протоколов в комиссии депутатов для сочинения
проекта «Нового Уложения».При докладах о работах комиссии Новиков
стал лично известен Екатерине. 1 января 1768 года именным
указом был выпущен из гвардии в армию поручиком с назначением в
Муромский пехотный полк Севской дивизии, однако продолжал служить
при Комиссии.
В 1769 году после завершения работы Комиссии Новиков вышел в
отставку и стал издавать еженедельный сатирический журнал
«Трутень». Этот журнал (1769—1770) проводил мысль о
несправедливости крепостного права, протестовал против
злоупотреблений помещичьей властью, бичевал неправосудие,
взяточничество и т. п., выступая с обличениями против
очень влиятельных сфер, например, против придворных. По вопросу о
содержании сатиры «Трутень» вступил в полемику со «Всякой
Всячиной», органом самой императрицы Екатерины II. В полемике
принимали участие и другие журналы, разделившиеся на два лагеря.
«Всякая Всячина» проповедовала умеренность, снисходительность к
слабостям, «улыбательную сатиру», осуждая «всякое задевание особ».
«Трутень» стоял за смелые, открытые обличения. Борьба, однако, была
неравная: «Трутень» сначала должен был умерить тон, совершенно
отказаться от обсуждения крестьянского вопроса, а затем Новиков,
получив намёк о возможном закрытии журнала, в апреле 1770 года
перестает его издавать. Попытка продолжить сатирическую линию в
новом журнале «Пустомеля» (июнь — июль 1770) прервались на
втором номере.
Одной из важнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения
дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской
культуры. Одновременно с сатирическими журналами он выпустил ряд
исторических изданий. Среди них книга «Опыт исторического словаря о
российских писателях» (1772), а также «Древняя Российская
Вивлиофика…» — издававшиеся ежемесячно памятники русской
истории (1773—1776), «Древняя Российская Идрография» (т. I,
1773 — описание московского государства, составленное при
Фёдоре Алексеевиче), и другие издания исторических материалов. Он
первым издал «Скифскую историю» А. И. Лызлова.
В 1787 году Н. И. Новиковым была издана «Бархатная
книга» под названием «Родословная книга князей и дворян российских
и выезжих» , которая является ценным документом для генеалогических
исследований.
«В XVIII веке на русском языке было издано девять тысяч
наименований книг, из них Новиков напечатал тысячу, причем ни одной
он не издавал только из коммерческих соображений, — отмечал
исследователь биографии просветителя
С. Л. Рубинчик. — Киреевский говорил, что Новиков
научил русских читать, привил у нас страсть к чтению».
Новиков был франкмасоном.В 1784 году появилась
«Типографическая компания»(выделилась из"Дружеского общества"),
исключительно для печатания книг, из 14 членов, в том числе 12
франкмасонов. Вдохновителем этой компании был
Н. И. Новиков. Дружеское общество и Типографическая
компания выпустили множество книг, частью общего содержания, частью
специально масонских. В том же году, по требованию комиссии
народных училищ в Петербурге, были уничтожены некоторые учебники и
запрещено печатание «Истории ордена иезуитов». В 1785 году к
франкмасонству присоединились Карамзин и некоторые другие
замечательные личности. Но развитию франкмасонства грозила сильная
опасность. Императрица Екатерина II, относившаяся к нему
подозрительно в последнее время, предписала произвести обыск в
книжной лавке Н. И. Новикова и поручила митрополиту
Платону испытать Новикова в Законе Божием и осмотреть изданные им
книги. Новикова митрополит признал верным правилам церкви, но
четыреста шестьдесят одно сочинение было опечатано.В 1791 году
Типографическая компания была уничтожена.
В 1792 году были опечатаны книги, из которых двадцать
продавались вопреки запрещению, а восемнадцать были изданы вовсе
без разрешения; в то же время был арестован
Н. И. Новиков. Заточение его в Шлиссельбурге продолжалось
до 1796 года. Причина тяжкого наказания, постигшего Новикова,
до сих пор неясна; её видят в сношениях его с великим князем Павлом
Петровичем. Это тем вероятнее, что приговор относительно остальных
франкмасонов, называемых иначе мартинистами, был довольно
снисходителен: князь Трубецкой и Тургенев были высланы в дальние их
деревни, с запрещением выезда; Лопухину разрешено было остаться в
Москве. Прочие розенкрейцеры были только «потревожены».В целом,
императрицей были предприняты обыкновенные для всякой власти
действия по ликвидации идеологической конкуренции и уменьшению
общественной опоры на традиционные ценности и усиление его
революционности (по её выражению: «разврата»). Вместе с тем, она
неоднократно высказывалась относительно того, что по её мнению
франкмасонами и мартинистами декларировался «ложный пафос» и
«нарочитая духовность». Причём, в первую очередь, это относилось
именно к Новикову, что очевидно и определило меру его
наказания.
В царствование Императора Павла I франкмасоны отчасти оправились от
удара, нанесённого им императрицей Екатериной II, что впрочем не
свидетельствует о симпатиях к ним императора, но было проделано
демонстративно, в пику правлению его матери. Павел приказал
освободить Н. И. Новикова из заточения, снял надзор с
Лопухина, разрешил свободное проживание повсюду Татищеву и
Трубецкому, велел освободить Невзорова и послать его к Лопухину в
Москву, наградил многих масонов, ненадолго приблизил к себе
Новикова и Лопухина, но возобновить орден вольных каменщиков не
разрешил.
Алексей Леонтьевич ЛЕОНТЬЕВ (1716— 1786) — русский синолог,
один из основателей российского китаеведения.
Единственный русский синолог XVIII в., оказавший заметное
влияние на интеллектуальную деятельность современников. Перевёл на
русский язык более 20 китайских и маньчжурских сочинений. Расцвет
переводческой деятельности относится к 1770-м гг., хотя свои первые
переводы Леонтьев напечатал уже в 1764 в журнале «Ежемесячные
сочинения» (декабрь): «Надпись, сделанная на камне иудейским
монахом Гингием в 781 г.», и «Иезуитская челобитная о гонении
христиан в одной из китайских губерний в 1692». В 1770 выступил в
журналах Н. И. Новикова с переводами статей, в которых
говорилось о просвещенном государе, мудром законодателе: «Чензыя,
китайского философа совет, данный его государю» («Трутень»;
подписанное «Не знаю кто») и «Завещание Юнджена, китайского хана, к
его сыну» («Пустомеля»; без указания переводчика). Последнее вошло
в составленный Леонтьевым сборник поучений императора Юнчжена
«Китайские мысли…» (1772; 2-е изд. 1775; 3-е изд., доп. 1786).
В 1739 г. Леонтьев был зачислен в штат Коллегии иностранных
дел (в Москве). Китайский и маньчжурский языки осваивал у
наставника Фёдора Джога — крещёного китайца. В
1743—1756 гг. — студент Российской духовной миссии в
Пекине, занимал также должность штатного переводчика миссии.
По возвращении в Петербург был пожалован чином поручика и зачислен в штат Коллегии иностранных дел в должности переводчика. В 1757 указом Сената ему был поручен перевод для Академии наук многотомной «Китайской истории». Совместно с И. К. Россохиным перевёл «Обстоятельное описание происхождения и состояния маньджурского народа и войска, в осьми знаменах состоящего», опубликованное только в 1784 г. (Леонтьеву принадлежит перевод томов 4 — 5, 9 — 16).
В 1762 г. был произведен «секретарем капитанского рангу», а
в 1767 вновь отправился в Пекин с посольством
И. И. Кропотова для переговоров по ряду спорных вопросов,
в том числе о возобновлении торговли. В 1770 он становится
«секретарем майорского рангу», в 1779 получает чин надворного
советника.
«АДСКАЯ ПОЧТА, или Переписка хромоногого беса с кривым» —
ежемесячный литературно-художественный сатирический журнал,
издававшийся в Петербурге в 1769 году известным романистом Фёдором
Эминым.Вышло 6 номеров (июль — декабрь). В журнале
рассматривались вопросы политики в форме переписки двух бесов.
Результатом резкой полемики с журналом «Всякая всячина»,
руководимым Екатериной II, стало закрытие «Адской почты». Издание
носило антикрепостнический характер; подвергалось
преследованиям.
Иван Афанасьевич ДМИТРИЕВСКИЙ (Дьяконов Нарыков; 1734 —
1821) — русский актёр, переводчик, педагог, драматург; член
Российской академии.
Александр Николаевич АФАНАСЬЕВ ( 1826 — 1871) —
русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры
славянских народов, историк и литературовед. Камер-юнкер.В
1860 году Афанасьев издал сборник «Русские народные легенды»,
который однако был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал
33 рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа,
некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками
Русской православной церкви, вследствие чего он и был запрещён по
настоянию Святейшего Синода.
Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли
в сборник «Заветные сказки», рукопись которого
А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу. Этот или
другой вариант рукописи сейчас хранится в Институте русской
литературы РАН.Афанасьев был глубоким исследователем славянских
преданий, верований и обычаев. Главный труд его жизни: «Поэтические
воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865—1869).
После факсимильного издания Афанасьевым в 1858 году трех
сатирических журналов 1770-хгг. -в 1859г вышла его книга "Русские
сатирические журналы 1769-1774 годов. Эпизод из истории
русской литературы прошлого века "(М.: В Тип.
Э. Барфкнехта и комп., 1859г.). В ней подробно
рассматривается тематика сатиры того времени (политика, литература,
общественная и культурная жизнь, быт и нравы людей и др.),
описываются журнальные споры.
«Сочинение состоит из четырех глав и содержит в себе
многие любопытные сведения о сатирических журналах
и их издателях с 1769 по 1774 год.
Обозревая содержание этих журналов, автор приводит из них
многие выноски и вполне знакомит читателя с направлением
следующих периодических изданий: „Всякая всячина“, „Поденщина“,
„Смесь“, „Трутень“, „Пустомеля“, „Мешанина“ и т.п.
В настоящее время все означенные издания сделались очень редки
и почти не находимы в продаже. Редка» (Николай
Березин «Русские книжные редкости»).
Предоплата
По договоренности
Банковский перевод
Почта России по городу: 340 руб. по стране: 350 руб.