Вера Преображенская ( — ) —
советская и российская —
график, авангардист, участница студии «».
«ХХ век». 1998 год. Картон, акрил,темпера,гуашь. Подпись и дата в
правом нижнем углу. На обороте авторское название- «Двадцатое
столетие». Размер 61 см х 84 см.
Вера Преображенская родилась во в
семье геологов. С раннего детства отличалась выдающимися
способностями. Самостоятельно научилась читать в четыре года, в
шесть лет читала «Войну и мир» Л. Н. Толстого. Рисовать
начала в раннем возрасте. В школьные годы увлекалась рисунками Обри
Бердслея. После окончания школы в Москве поступила
на .
В Университете Преображенская была выдающаяся студентка, отличница,
по ее способностям к математике и физике ее уговаривали перейти на
физико-математический факультет того же МГУ. Параллельно с учебой
занималась художественным оформлением мероприятий, написанием
лозунгов и плакатов. Много рисовала карикатур на своих сокурсников
и преподавателей. В 1944 г была принята в аспирантуру при кафедре
Зоологии беспозвоночных Биофака МГУ. Руководитель профессор
всемирно известный ученый Л. А. Зенкевич.
В она
решает уйти из университета и после неудачных попыток поступить в
МГАХИ им В. И. Сурикова и во ВГИК, где после удачно
сданных экзаменов, ее зарезают на собеседовании, когда на вопрос о
фильме, который она считает лучшим, отвечает «Иван Грозный»
С.Эзенштейна, поступает в изостудию под
руководством Народного художника СССР К. Ф. Юона,
художников , и
в студию при клубе им. Серафимовича, где учится у
художника .
Тогда же была принята в Московский комитет художников-графиков. С
этого времени Преображенская начинает работать художником- графиком
в издательствах Москвы: с1949 по 1958 — в графическом
комбинате Художественного фонда СССР; с 1950 по 1990 — в
издательстве «Учпедгиз», впоследствии ,
издательстве «Детская энциклопедия». В.Преображенская сделала
огромное количество наглядных пособий, иллюстраций к учебникам и
другим изданием, в частности суперобложки и иллюстрации к
многотомнику «Жизнь животных» (1968—1971). С 1956 г.
участвовала в конкурсах на лучшее оформление и иллюстрирование
печатной продукции СССР
и РСФСР. Награждена 20 дипломами 1 и 2 степени, бронзовой медалью
ВДНХ СССР.
В 1958 году Преображенская поступила в студию повышения
квалификации при Горкоме графиков Москвы под
руководством .
В течение полувека Преображенская была участницей «».
Она участвовала во всех студийных выставках, в том числе самых
известных: I выставке русских абстракционистов — Таганской,
1962; ,
декабрь 1962, известной скандальным посещением
Н. С. Хрущевым; выставке студии «Новая реальность. От
Манежа до Манежа», 1991. Вера Преображенская — художница,
глубоко овладевшая и пропустившая через себя весь арсенал знаний,
который дала школа Белютина. Она использовала цвет, форму,
пространство, свет, тон, точку, линию, плоскость как первоэлементы
целой системы кодов, легшей в основу её художественного
языка.
Конец 1950-х — начало 1960-х годов в советском искусстве
определяется как эпоха «оттепели». Это было время больших надежд на
радикальные изменения не только в идеологии и политике, но и в
культурной жизни страны. Молодые советские художники с огромным
интересом начинали экспериментировать в запрещенных ранее
художественных направлениях. Особый интерес вызывали такие
направления, как экспрессионизм и абстракция.
Одним из наиболее активных художественных объединений этого времени
стала создававшая новый язык студия под
руководством ,
получившая впоследствии название «Новая
реальность».
Эта художественная студия начала практически работать уже с
1954 года при Горкоме художников книги и графиков. Сам
руководитель, Э. Белютин, был профессиональным художником и
педагогом. Он закончил творческую аспирантуру по кафедре живописи и
рисунка при Московском государственном педагогическом институте. На
протяжении 1950-х годов Белютин преподавал в Московском
товариществе художников, а затем в Текстильном и Полиграфическом
институтах, выпустил за это время несколько книг по теории
художественных педагогических систем XVIII — ХХ веков. В итоге
Э. Белютин создал собственную «Теорию контактности», на основе
которой строил свои занятия с несколькими группами художников. К
началу 1960-х годов студия Белютина насчитывала уже около
200 человек. Начав свои крупные выставки примерно с
1958 года, студия особенно активизировалась в плане
общественной деятельности в 1961–1962 годах.
Именно в это время в студию пришла Вера Преображенская, и осталась
в ней на протяжении 50 лет, став не только ее активным
участником, но и неизменным старостой. Она активно участвовала во
всех выставках студии.
После выставки на тему «Границы и новаторство», проведенной в кафе
«Молодежное», последовало сразу несколько предложений об
организации экспозиций. Состоялось несколько показов, особенно на
протяжении 1962 года, — в Доме кино, Литературном
институте и т. д.
Наиболее крупной выставкой в этом ряду явилась так называемая
Таганская выставка, открытая 26 ноября 1962 года на
Большой Коммунистической улице. На ней были показаны произведения
более 50 художников, работавших в различных группах под
руководством Э. Белютина. В целом это была первая наиболее
представительная выставка, показавшая новаторские тенденции в
художественной жизни Москвы. Выставка вызвала большой интерес и
прошла при большом стечении зрителей. Пришел весь корреспондентский
корпус. По заказу Евровидения советские телеоператоры отсняли
выставку, и эта съемка тут же была показана за рубежом. С
легкомысленных заявлений корреспондентов пошла информация о
распространении абстрактного искусства в Советском Союзе. Однако
необходимо отметить, что на Таганке большинство выставленных работ
относилось именно к экспрессионистическому направлению, сохраняя в
основном вполне определенное фигуративное начало.
Выставка закрылась буквально за несколько дней до открытия в Манеже
2 декабря 1962 года большой юбилейной выставки,
посвященной 30-летию МОСХа. 1 декабря предполагалось посещение
выставки руководителями партии и правительства во главе с Хрущёвым.
30 ноября Белютину официально было предложено за одну ночь
перевезти и подготовить на втором этаже Манежного зала выставку,
повторяющую Таганскую. Помещение, предлагаемое в Манеже, было
значительно меньше, чем на Большой Коммунистической. Поэтому
разместить всю Таганскую выставку там было невозможно. Из
шестидесяти художников — участников этой выставки — на
Манежную выставку было отобрано только около двадцати. В небольшом
зале разместилось где-то около пятидесяти работ. Впоследствии
количество участников и представленных работ Белютинской студии в
Манеже значительно завышалось, поэтому целесообразно представить
достаточно проверенный список основных участников:
Н. Борисова, Н. Воробьев, , , ,
В. Катонина, ,
Н. Крылов, Н. Левянт,
Л. Мечников, ,
В. Преображенская, , ,
М. Сапожников, ,
М. Филиппова, И. Шмелёва, ,
В. Шумилина, Г. Яновская. В сущности, на Манежной
выставке вообще не были представлены чисто абстрактные работы, так
как в целях «безопасности» они были заменены более
«фигуративными».
На следующий день после открытия выставки, 2 декабря
1962 года, в газете «Правда», органе Центрального Комитета
КПСС, в статье «Высокое призвание советского искусства —
служить народу, делу коммунизма» сообщалось следующее: «Вчера,
1 декабря, руководители партии и правительства посетили
Выставку произведений московских художников, устроенную в
Центральном выставочном зале и посвященную 30-летию Московского
отделения Союза художников. В залах выставки экспонируется более
2 000 произведений живописи, графики,
скульптуры…
Если о достоинствах или недостатках работ , , еще
как-то можно спорить, то о так называемых „полотнах“ молодых
абстракционистов, группирующихся вокруг Э. Белютина и
именующих себя „искателями“, вообще спорить нечего — они вне
искусства».
Таким образом, некомпетентность прессы и их консультантов привела к
исторической ошибке: экспрессионистов записали в абстракционисты.
Манежная выставка и встреча ЦК партии с творческой интеллигенцией
определенно показали в 1963 году, что с надеждами на
либерализацию и плюрализм в области официальной культуры на
неопределенное время придется распрощаться.
Первые месяцы 1963 года для альтернативных художественных
направлений Москвы, и особенно для студии Э. Белютина, были
довольно напряженными. Картины, выставленные студийцами на Манежной
выставке, были арестованы и в течение нескольких месяцев не
возвращались художникам. Некоторые из белютинцев были изгнаны из
рядов Московского Союза художников, членами которого они являлись,
за «формализм». На этом вроде бы внешне официальные репрессии и
прекратились. Но именно с этого времени появилось понятие
«подпольного» или «андеграундного» искусства. До 1963 года
нонконформистское искусство если не принималось, то и не
запрещалось официально, что давало возможность некоторой свободной
выставочной деятельности. С начала 1960-х годов альтернативная
выставочная деятельность ушла в «подполье». Деятельность неформалов
протекала в основном в мастерских, на квартирах, реже удавалось
выставиться на несколько часов в кафе или клубах. Спустя несколько
месяцев после разгрома в Манеже, с августа 1964 года Элий
Белютин возобновил занятия студии на своей даче в
Абрамцево.
Вера Преображенская, оказавшаяся в центре всех этих событий, ни на
минуту не сомневалась — оставаться ли ей в студии или
благоразумно «слинять». С первых же дней возобновления занятий
студии в Абрамцево и до последних лет она продолжала оставаться
активным членом этого художественного содружества. Деньги на жизнь,
воспитание детей зарабатывались в Москве в Учпедгизе. Это была
обязаловка. И только в Абрамцеве жизнь становилась настоящей, до
краев наполненной творческими экспериментами. Белютин предлагал
бесконечные варианты формотворчества в разных видах искусства и в
разных техниках. От фигуративного, хоть и деформированного
экспрессионизма, путь дальнейшего художественного развития шел в
сторону все большего абстрагирования. И хотя фигуратив никогда не
исчезал из творчества Преображенской, абстрагированное
формотворчество с цветовыми пятнами, графическими линиями,
фактурой, каждый раз по-новому взаимодействующими в пространстве,
стало основой всего последующего творчества художницы. В своих
экспериментах в этой области Вера Преображенская обращалась как к
использованию фактурных цветовых пятен, так и к работе с чисто
геометрическими формами.
Условия существования Белютинской студии в определенной изоляции от
основных художественных процессов современного искусства со
временем привели к некоторому затуханию творческих экспериментов.
Однако для Веры Преображенской энергетический заряд, полученный в
шестидесятые годы, на протяжении всей ее жизни остался неизменным.
Она навсегда осталась верным солдатом армии искусств. Полвека в
строю, который неизменно воспринимался как счастье, — такая
судьба дана не каждому.