Чтобы управлять найстройками профиля, вашими избранными лотами, ставками и выставлять товары на торги.
Тематика : Военная тематика
Оплата на карту СБ в течение 3 дней.
Изначально немцы решили послать подводные лодки в США с коммерческими целями. Дело в том, что английская морская блокада отрезала Германию от привозного сырья, в котором Германия очень нуждалась. Поэтому германским морским штабом была высказана идея по использованию коммерческих субмарин, которые могли бы прорвать блокаду и обеспечить привоз столь необходимых сырьевых ресурсов. Первой и последней коммерческой ПЛ, достигшей берегов Америки и вернувшейся обратно стала “Дойчланд”. Привезенный ею груз каучука, никеля и бокситов оценивался в 2 миллиона долларов, однако эти товары были каплей в море. Требовалось либо построить больше лодок подобного типа, либо посылать имеющиеся как можно чаще. Также, по отзывам капитана “Дойчланда” Кенинга, большую опасность для таких рейсов представляли британские эсминцы, действующие у побережья США. Поэтому, для свободного прохождения следующей коммерческой субмарины “Бремен” было решено послать к берегам Америки и боевую лодку, которая бы обеспечила прохождение “Бремена” в порты США и обратно в Германию.
Проблема заключалась в том, что у Кайзермарине не было подводных лодок, дальность которых позволяла бы совершить подобного рода поход. Поэтому было принято решение переделать одну из существующих ПЛ. Для этой цели была выбрана U-53. Эта лодка была построена “Германиаверфт” в Киле 17 марта 1915 года и после прохождения всех испытаний сдана флоту 22 апреля 1916 г. Тактико-технические характеристики U-53 были следующими:
Водоизмещение: надводное – 715 тонн
подводное – 1060 тонн.
Скорость: надводная – 17.1 узла
подводная – 9.1 узла
Дальность плавания:
надводная – 5500 миль на 8 узлах.
подводная – 55 миль на 5 узлах.
Вооружение: 2 носовых и 2 кормовых 500 мм торпедных аппарата (6 торпед).
одно 88-мм орудие (276 снарядов).
Экипаж: 36 человек (3 офицера, 33 матроса).
Командиром был капитан-лейтенант Ганс Розе (Hans Rose). Ранее Розе командовал U-2 и был назначен на U-53 сразу же после ее вступления в строй. Предстоящий рейд должен был стать его первым боевым походом на новой лодке.
U-53 основательно переоборудовали для столь дальнего похода. Четыре балластных цистерны были переделаны в топливные, что позволило увеличить запас топлива с 90 до 150 м3. Также были увеличены запасы питьевой воды и провизии. Из-за этих переделок осадка лодки увеличилась на 0,4 м, что, конечно же, не лучшим образом сказалось на мореходности – уже при силе ветра в 4 балла волны захлестывали мостик, а это создавало огромные трудности верхней вахте. Снизилась и максимальная надводная скорость – с 17 до 15 узлов. Однако дальность действия выросла с 5500 до 7800 миль экономичным ходом.
Розе должен был так же учитывать и политическую обстановку. Дело в том, что США в то время официально являлись нейтральным государством, хотя этот нейтралитет был дружественным Англии, и недружественным Германии. Подобное объяснялось множеством причин, и не последними из них были действия германских подводных лодок в европейских водах, поскольку, по мнению правительства Америки, немцы довольно часто нарушали нормы призового права и подвергали опасности жизни американцев, путешествующих в Европу.
Кроме основной задачи – обеспечения проводки “Бремена” – отправкой U-53 к американскому побережью германский Морской штаб преследовал несколько целей. Во-первых, по мнению руководства Кайзермарине, ее появление должно было удержать Соединенные Штаты от вступления в войну на стороне Антанты, так как такое событие ясно показывало, что в случае объявления войны Германии немцы развернут свои подводные лодки у берегов Америки. Во-вторых, в этом районе присутствовало довольно много британских судов, идущих с грузом из Штатов или, наоборот, за товарами в порты США. Существенным плюсом было отсутствие в водах, омывающих североамериканский континент, британских сил ПЛО. Это, в свою очередь, должно было позволить Розе вести рейдерские операции в рамках призового права.
17 сентября 1916 года U-53 покинула Гельголандскую бухту и направилась в свой поход. Однако с самого начала лодке не везло – в Северном море установилась плохая погода, свирепствовал шторм, волнение было настолько велико, что верхняя вахта стояла по грудь в воде; к тому же резиновая одежда, которую пришлось носить не снимая первые 14 дней, не была непромокаемой. Позже Розе писал в своем дневнике, что если бы погода не улучшилась до 24 сентября, он повернул бы обратно. 20 сентября U-53 миновала Шетландские острова и вошла в Датский пролив. Высокая и крутая зыбь делала качку еще более тяжелой, так как остойчивость лодки в результате переделок была нарушена. Единственное, что радовало, это постоянный попутный ветер. После прохождения Ньюфаундлендской банки U-53 снесло Лабрадорским течением к западу, поэтому уже 7 октября находилась перед проливом Лонг Айленд.
Путь от Датского пролива до побережья Америки занял 17 дней, что было обусловлено плохой погодой, а так же экономичным ходом в 8 узлов, дабы не допустить перерасхода топлива.
7 октября в 15.00 по среднеевропейскому времени U-53 подошла к гавани американского Ньюпорта (штат Род-Айленд) в сопровождении американской подводной лодки D-2. Субмарины миновали маяк Бивер Тейл (Beaver Tail), прошли через узкий вход на внутренний рейд и бросили якорь рядом с островом Гоут Айленд (Goat Island). Ялик с командиром U-53 причалил к пирсу. Розе нанес официальные визиты сначала командующему Ньюпортским военно-морским районом контр-адмиралу Остину Найту, а потом командиру флотилии эсминцев контр-адмиралу Альберту Гливзу.
Вот что записал капитан-лейтенант у себя в дневнике:
“Первый держал себя очень холодно, и сказал, что насколько он слыхал, «Бремен» дней 10 тому назад был замечен в районе между Ньюфаундлендом и Нью-Йорком. То обстоятельство, что U-53 предполагала уйти в тот же вечер, явно очень понравилось адмиралу Найту, И я полагаю, что мне обязательно намекнули бы об этом, если бы я сам сразу не объявил о своем намерении.”
Ближе к обеду (16.30 по среднеевропейскому времени) адмирал Гливз нанес ответный визит на немецкую подлодку. Розе лично провел его по всем отсекам, показывая и рассказывая обо всем. Толпа, сопровождавшая Гливза (а там были и морские офицеры США с женами, и гражданские лица, и корреспондент местной газеты, и даже фотограф), глазела по сторонам в совершеннейшем восхищении. Особую зависть, если верить дневнику Ганса Розе, у морских офицеров вызвали дизель-моторы немецкой ПЛ.
В беседе с Гливзом командир U-53 упомянул, что ему нужно доставить депешу графу фон Бернсторфу, послу кайзера в США. Гливз выразил свое недоумение: неужели для пересылки простой депеши нужно было гонять через океан подводную лодку? Не легче ли было просто воспользоваться телеграфом? Американский адмирал подозревал, что U-53 пришла в Ньюпорт пополнить запасы топлива и боеприпасов, или купить провизии. Однако Розе ни о чем подобном не упоминал.
В 17 часов 30 минут лодка подняла якорь и в 18.30 вышла из гавани в направлении плавучего маяка Нанткет, за пределы американских территориальных вод. За пределами трехмильной зоны Розе хотел нанести удар по британскому судоходству в этом регионе, ведь на пути в Ньюпорт он видел большое количество британских судов, идущих в Америку и из Америки.
В 5.30 8 октября U-53 подошла к плавучему маяку Нанткет. Розе осознавал, что времени у него не так уж много, ведь с учетом возможной плохой погоды неприкосновенного запаса топлива в 60 м3 могло не хватить для возвращения в Германию. Таким образом, для рейдерских действий у него было не более 24 часов. И тем не менее за 17 часов Розе устроил американцам и англичанам показательный урок – что может случиться, если Америка вступит в войну на стороне Антанты.
Первым, остановленным Розе судном, стал британский пароход “Стрэтдин” (“Strathdene”, 4321 брт), шедший из Нью-Йорка в Бордо со сборным грузом (генераль-карго). Капитан-лейтенант снял команду с судна и высадил всех на плавучем маяке. U-53 также дала в эфир сообщение, адресованное американским эсминцам, с просьбой забрать экипаж “Стрэтдина”. Опустевший пароход был потоплен торпедой в точке 40°19’30” с.ш. и 69°20’40” з.д.
Море неприятно штормило, дул сильный юго-восточный ветер, над поверхностью воды стоял свинцовый туман. Несмотря на это, U-53 продолжило поиск судов. Американские эсминцы, подошедшие из Ньюпорта, поддерживали визуальный контакт с субмариной и следили за соблюдением норм призового права.
Следующий пароход, остановленный Розе, оказался норвежским. Это был принадлежащий компании “Гунар Кнудсен” сухогруз “Хр. Кнудсен”, переделанный в танкер в 1912 году (“Chr. Knudsen”, изначально 3847 брт, после переделки 4224 брт) с грузом керосина. “Норвежец” вез топливо в Лондон, и поскольку керосин являлся стратегическим товаром, U-53 потопила пароход в 7.40, предварительно дав команде время покинуть борт.
Английское судно “Вест Пойнт” (“West Point”, 3847 брт) было также остановлено, и после высадки команды потоплено в точке с координатами 70°25’ северной широты и 69° западной долготы.
Американские эсминцы вовсю подбирали команды погибших судов. Тем временем U-53 нашла свою очередную жертву – голландский пароход “Бломмерсдийк” (Blommersdijk, 4850 брт), груз которого состоял сплошь из условной и абсолютной контрабанды. Вот как описывал это Ганс Розе:
“В это время, кроме обоих пароходов (помимо “Бломмерсдийка” здесь имеется еще в виду 3449-тонный британский пассажирский пароход “Стефано” из Ливерпуля, который был уже задержан и команда его была ссажена – прим. С.М.) и U-53, на ограниченном участке моря находились шестнадцать американских эсминцев, так что маневрировать приходилось с большой осторожностью. Когда шлюпка с “Бломмерсдийка”, доставлявшая штурмана с документами, буксировалась мною обратно к пароходу, U-53 настолько сблизилась с американским эсминцем, что обеим машинам пришлось дать задний ход, чтобы избежать столкновения. Мы разошлись метрах в 50. Давая ход назад, я бросил буксир, но шлюпка направилась не к “Бломмерсдийку”, а к эсминцу. Я заявил штурману, что для оставления судна экипажу дается 25 минут (т.е. до 18 ч. 30 мин.), а чтобы никто не пострадал, он должен спустить флаг в знак того, что людей на борту не осталось. Я приказал уже приготовить сигнал “you can proceed”, когда заметил, что пароход был уже покинут и все люди были приняты американскими эсминцами; я направился тогда обратно к “Бломмерсдийку”. С помощью сирены и окликов в мегафон мы убедились в том, что на борту действительно людей не осталось. По азбуке Морзе попросил эсминец, державшийся очень близко к пароходу, отойти, чтобы иметь возможность потопить судно. Просьба была тотчас исполнена. Торпеда, установленная на углубление в 4 м, попала в 4-й трюм. После второго попадания торпеды пароход затонул.”
Уже упоминавшийся английский пароход “Стефано” (“Stephano”, 3449 брт) был остановлен практически в одно время с “Бломмерсдийком”. “Стефано” был построен в Глазго в июне 1911 года и работал на треугольнике Галифакс – Нью-Йорк – Ньюфаундленд. Четыре выстрела из орудия под нос судна заставили последний остановиться, на борт поднялась призовая команда и потребовала список пассажиров и экипажа. 29 из 80 пассажиров были признаны Розе комбатантами, и командир U-53 объявил, что пароход будет потоплен. С его борта было спущено 6 шлюпок и после того, как пассажиры и экипаж покинули судно, по “Стефано” выпустили 27 снарядов, но поскольку они не причинили никакого видимого ущерба, дело завершили две торпеды. Американские эскадренные миноносцы “Дрейтон” (DD-23) и “Эриксон” (DD-56) подобрали команды потопленных судов.
За 17 часов рейдерства (с 5.30 до 22.30) Розе добился исключительного успеха – были потоплены 5 пароходов общим тоннажем 20 691 брт. В половину одиннадцатого вечера субмарина легла на обратный курс, в Германию. До Фатерлянда она добралась без особых приключений, и 28 октября в 15 часов вошла в гавань Вильгельмсхафена. Встречал U-53 лично командующий Флотом открытого моря адмирал Рейнхард Шеер. За 45 дней похода лодка прошла 7550 миль.
В английских газетах поднялась огромнейшая истерика: как могло такое случиться, что на виду у дружественных Англии американских эсминцев топились британские суда без всякого противодействия со стороны флота США? Не удержались гордые представители Туманного Альбиона и от прямых оскорблений в адрес Ганса Розе, называя его «убийцей, ублюдком, беспощадным пиратом». Однако лучше всех ответил на эти выпады американский адмирал Симс:
“Мы испытывали огромное уважение к Гансу, потому что он был храбрым человеком. Командир U-53 брал на себя работу, которую большинство его соотечественников пыталось избежать. И, прежде всего, мы испытывали к нему уважение потому, что он играл в эту отчаянную игру не забывая о человечности и гуманности.»
«Ганс Розе - один из немногих командиров немецких у-ботов, - продолжал Симс,- которому бы любой морской офицер был бы счастлив пожать руку.»
Командир U-53 стал одним из самых результативных подводников Первой Мировой. Он потопил 79 судов общим водоизмещением 213 987 тонн. Уже в декабре 1917 немецкое правительство наградило его орденом Pour le Merite. И всегда, во всех действиях командира U-53, отмечалось его рыцарское отношение к командам потопленных судов. Адмирал Джеллико уважительно называл Розе «Старым Гансом» и отмечал, что этот человек – один из немногих офицеров Кайзермарине, которые вызывали у него неподдельное уважение.
Поход Ганса Розе показал, что германские подводные лодки могут действовать у американских берегов. Для этих целей были разработаны и построены специальные подводные крейсеры, которые обладали необходимой дальностью плавания, сильным артиллерийским и торпедным вооружением. После вступления США в войну на стороне Антанты немецкие подводники потопили у побережья Америки немало судов. Операции у берегов другого континента стали привычными, однако первым, кто прошел трудный путь и с триумфом вернулся обратно, был именно командир U-53, капитан-лейтенант Ганс Розе.
Предоплата
Банковский перевод
Почта России по городу: 96 руб. по стране: 96 руб. по миру: 300 руб.