Чтобы управлять найстройками профиля, вашими избранными лотами, ставками и выставлять товары на торги.
Ширина (см) : 9
Высота (см) : 13
Митрополи́т Григо́рий (в миру Никола́й Кири́ллович Чу́ков; 1 февраля 1870, — , ) — ; с 7 сентября , постоянный член .
Единственный ребёнок в семье крестьян Кирилла Абрамовича (1839—1889), уроженца деревни Пудожская гора Повенецкого уезда и Анны Ивановны Чуковых (дев. Барышева, родилась в 1841 году в деревне Песчаное Пудожского уезда). Кирилл Абрамович в молодости уехал в Петербург, где служил приказчиком, в конце 1860-х годов с женой переехал в , открыл собственную гостиницу «Онега» и «переписался» в мещане в середине 1870-х.
В 1876 году был отдан в частную школу О. В. Воскресенской, где обучалось около 20 мальчиков и девочек. Учился в (1878—1884). В начале стал прислуживать в алтаре . Большое влияние на него оказал прибывший 10 марта 1882 года вновь назначенный епархиальный архиерей , и в итоге он избрал путь церковного служения.
В августе 1884 года перешёл из 6 класса гимназии во 2-й класс , которую окончил в июне . Из-за тяжёлого материального положения семьи был вынужден отложить учёбу в академии. Поступил на должность надзирателя за учениками и эконома при общежитии , где проработал до 2 сентября 1891 года. В конце лета того же года был принят и в окончил со степенью кандидата богословия. Магистр богословия (защитил диссертацию в , утверждён в степени в , тема диссертации: «Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова»). Доктор богословия (1949).
После окончания академии вернулся в Петрозаводск и в сентябре назначен наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты . Вступил в должность, когда школьное дело в епархии находилось в упадке. В результате его деятельности в течение пятнадцати лет количество школ, а следовательно и учащихся увеличилось в два раза, в два с половиной раза увеличился контингент учителей, а средства на содержание школ в шесть раз. В епархии были открыты 308 библиотек с общим количеством книг более 55000 томов. Для взрослого населения при школах были введены воскресные чтения.
С апреля , одновременно, священник кафедрального собора Петрозаводска. С мая — протоиерей. О. Николай Чуков принимал активное участие в различных общественных благотворительных и просветительных организациях, участвовал в деятельности , в 1909—1917 был председателем его Олонецкого совета. Был близок к русским националистам, выступавшим за сдерживание финского влияния на православных . В течение 17 лет представлял духовенство в олонецком губернском земстве, дважды избирался кандидатом в члены от белого духовенства. С 1906 — член, с 1910 — председатель совета .
С 3 февраля по — ректор . Ревизор Учебного комитета при Св. Синоде П. Ф. Полянский (позднее — митрополит ) писал в 1915 о деятельности о. Николая Чукова: «Нынешний ректор, будучи начальником солидным, авторитетным и заботливым, сумел и на воспитанников повлиять благотворно, вселив в них любовь к благолепию церковной службы».
Был известен своими широкими взглядами — так, любил бывать в театре, и, занимая одно из самых видных мест в первых рядах партера, давал понять, что не видит в этом ничего предосудительного.
Выступал в печати за сохранение религиозного образования в государственной школе; 24 июня того же года Олонецким Общим епархиальным съездом духовенства и мирян был избран председателем Олонецкого епархиального училищного совета, а также представителем от духовенства на Губернское Земское собрание.
28 октября 1914 г. был избран председателем Олонецкого губернского комитета городского союза «для заведования делом эвакуации больных и раненых воинов в Олонецкой губернии». С 16 августа 1915 г. — председатель Олонецкого губернского земско-городского комитета по снабжению армии.
В 1918 году дважды арестовывался в Петрозаводске, после второго ареста был выслан из Олонецкой губернии, переехал в .
В — — настоятель Петропавловской церкви . С декабря — настоятель . В 1920 был избран ректором , преподавал в институте христианскую педагогику с дидактикой Закона Божия. Являлся товарищем председателя правления Общества православных приходов Петрограда и его губернии.
был арестован по делу «о сопротивлении ». 1922 был приговорён к высшей мере наказания на «процессе митрополита ». 1922 расстрел был заменён ему и ещё нескольким приговорённым пятью годами тюрьмы со строгой изоляцией. Был освобождён .
С по март — настоятель . В 1924— возглавлял районные богословские курсы, с — Высшие богословские курсы. В трудные годы гонений на церковь стремился сохранить традицию качественного духовного образования.
Был сторонником «примирительной» политики по отношению к (в том числе соглашался на значительные уступки обновленцам, возможность которых была отклонена священноначалием), однако всегда оставался в юрисдикции Патриаршей церкви. По словам профессора-протоиерея , «безусловно, он не демонизировал обновленчество, он видел в обновленцах людей, достойных уважения. Сам не будучи обновленцем, сотрудничал с ними в сфере духовного просвещения. Безусловно, ему были созвучны некоторые их идеи в плане преобразования богослужения».
Остался верен Заместителю Патриаршего митрополита , с которым был близко знаком ещё в годы его служения на Финляндской кафедре, после издания им декларации от .
Одновременно с церковной службой, с 1918 по 1922 состоял научным сотрудником Комиссии по исследованию естественных производительных сил России при , а с 1926 — членом Комиссии по изучению Карельско-Мурманского края при Русском географическом обществе.
был арестован по делу организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России» (), 1931 освобождён из «за недоказанностью обвинения».
В марте 1935 года, в т. н. «», был выслан из Ленинграда в , где недолго служил в церкви, но по большей части занимался литературными трудами. Овдовел, во время ленинградской блокады потерял троих детей. В декабре Патриарший местоблюститель митрополит , находившийся в эвакуации в Ульяновске, предложил ему стать епископом.
22 сентября 1942 года определением Патриаршего Местоблюстителя, главы православной Церкви в СССР Сергия, митрополита Московского и Коломенского, протоиерей Николай Чуков был назначен на : «Слушали. Предложение Патриаршего Местоблюстителя о том, что „на вакантную Ульяновскую кафедру в качестве кандидата мог бы быть указан проживающий в Саратове на покое протоиерей Николай Кириллович Чуков, 72 лет, магистр богословия, бывший ректор Богословского института в Ленинграде и настоятель Казанского ленинградского собора, известный лично мне по своей усердной работе в православном Карельском братстве, как епархиальный наблюдатель и потом ректор Духовной семинарии в Олонецкой епархии“».
Однако в связи с получением сообщения от архиепископа о начале служения в Саратова митрополит Сергий переменил своё решение. По приезде о. Николая в Ульяновск 12 октября он вручил ему указ № 587 от 11 октября 1942 года о назначении епископом Саратовским, вместо уже перемещенного в Казань архиепископа Андрея, номинально имевшего титул Саратовского по причине закрытия всех храмов епархии и пребывавшего в Куйбышеве.
13 октября 1942 года во временном Патриаршем Казанском соборе на ул. Водников архиепископом Куйбышевским был пострижен в монашество с именем Григорий в честь священномученика .
1942 года там же был хиротнисан во епископа . Хиротонию совершили: Патриарший Местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), архиепископ Уфимский , архиепископ Куйбышевский , архиепископ Рязанский .
15 октября епископ Григорий был возведён в сан согласно указу № 594 от 15 октября 1942 года «во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане и в должности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ, ректора Духовной семинарии и, наконец, ректора Богословского института в Ленинграде, магистра богословия».
С 8 июля 1943 года — архиепископ Саратовский и Сталинградский.
В 1942—, одновременно, временно управлял , некоторое время окормлял приходы .
Участник и .
С — архиепископ , временно управляющий Ленинградской и , с 28 июля 1944 года — также .
С — ; кроме того, временно управлял Псковской (1945—1949 и вторично 1949—1954) и (1944—1947 и вторично 1949—1954). С 1945 также управлял русскими общинами и монастырями в Финляндии.
В 1946 году управлял также .
В был освобождён от управления и приходами и монастырями в Финляндии.
В по поручению митрополита Сергия (Страгородского) подготовил проект воссоздания духовного среднего и высшего образования. Председатель с его возрождения в апреле до кончины. Был инициатором и главной движущей силой восстановления деятельности . Патриарх (сам учившийся в этих школах в бытность митрополита Григория правящим архиереем) в вспоминал о его деятельности: «В возрожденные духовные Академию и Семинарию в послевоенные годы он сумел привлечь кандидатов и магистров богословия дореволюционной духовной школы, которых знал и с которыми работал на ниве богословского образования и тем обеспечил преемство богословского образования в Русской Православной Церкви. Разработанная им система богословского образования выдержала испытание временем и позволила подготовить большое количество священно- и церковнослужителей».
Неоднократно возглавлял церковные делегации, посещавших зарубежные страны. В апреле 1945 года посетил , где занимался вопросами возобновления общения с Болгарской православной церковью по снятии ранее в том же году .
В октябре того же года посетил для переговоров с архиепископом Карельским (), пытаясь вернуть ушедшие в финские православные приходы в юрисдикцию Московской Патриархии. Однако все подобные попытки завершилась неудачей.
По оценке историка Максима Каиля, его поездки 1945 года имели особое значение, поскольку сформировали протокол, а также своего рода традицию подобных визитов.
В августе 1946 года возглавил делегацию РПЦ, направленную в в связи с кончиной митрополита , за год до того присоединившегося к Московскому Патриархату вопреки желанию большинства своей паствы и клира; возглавил его . Попытка закрепить в юрисдикции МП закончилась полным провалом.
В конце 1946 возглавлял делегацию РПЦ, совершившую поездку на Ближний Восток, встречался с Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским патриархами. Также встретился с Иосифом II.
В сопровождал Патриарха во время его визита в . С 18 июля до конца ноября 1947 года находился в как полномочный представитель Патриарха для обсуждения с митрополитом «условий воссоединения возглавляемой им ориентации» () с РПЦ, но не сумел добиться личной с ним встречи и отверг предложенный ему митрополией Проект автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде.
Церковно-дипломатическая деятельность митрополита Григория была связана как с выстраиванием позитивных[] отношений РПЦ с православными церквами, так и с укреплением её позиций на международной арене, что соответствовало и политическим интересам руководства СССР. По словам профессора , «в 1945—1946 гг. он выполнял в некотором смысле роль чрезвычайного посла нашей страны на . С его помощью решился ряд важных вопросов, хотя, по его признанию, эту деятельность он не очень любил». По её же мнению, «то, что в 1946—1947 митрополит Григорий отправляется на Ближний Восток, было неслучайно. К этому времени США простирали свои влияние на и . И нам было небезразлично, что происходит в этом регионе».
В вновь посетил , где встречался с Антиохийским патриархом, а в участвовал в интронизации первого патриарха . В октябре вновь был командирован во главе церковной делегации в Румынию. Программа визита предусматривала поездку по горным монастырям, после которой 85-летний митрополит «чувствовал себя нездоровым».
Предоплата
Банковский перевод
Почта России по городу: 250 руб. по стране: 500 руб. по миру: 5000 руб.