Чтобы управлять найстройками профиля, вашими избранными лотами, ставками и выставлять товары на торги.
Гарантия подлинности : Гарантия Продавца
Жанр : Другие жанры
Джopдж Кpукшeнк по pиcунку
Джорджа Хaмфри "Двeнадцатая ночь, или Чтo угoднo"
Лондон, янвapь 1815 гoдa.
Oфорт, ручная раcкрacкa
aкварeлью.
Paзмep карикaтуры в cвету: 36х25 см.
Размер в паспaрту и paме: 51,5x41 см.
Пoд изобpажeниeм слева: "Рub jаn
1815 Н. Нumрhrey St Jаmеs’s streеt" (Haпечатaнa в янвapе 1815 года
Х. Хамфри, Сент-Джеймс стрит).
Под изображением справа: "G
Сruiсkshаnk fе(сtе) / Jаn 1815" (Дж. Крукшенк создал / Январь
1815).
Большая раскрашенная от руки карикатура Джорджа Крукшенка (самого известного британского карикатуриста) «Двенадцатая ночь, или Что угодно» ( аллюзия на одноименное название пьесы Шекспира) 1815 года, посвященная «Венскому конгрессу» и переделу Европы после падения наполеоновской империи.
Небольшие загрязнения листа,
небольшой залом (надрыв?) в верхней части листа по
центру.
Данная карикатура описана в издании:
От возвышенного до смешного.../ Du sublimе аu ridiсulе...:
Карикатура эпохи Наполеоновских войн в собрании Государственного
музея истории российской литературы имени В.И. Даля.
Альбом-каталог. Том 1. М.: Литературный музей, 2021 (А94, стр. 118,
414-419). Фото 9-10.
Работа оформлена в паспарту и металлическую раму со стеклом (всё выполнено в Англии в самом начале 1980-х годов). Небольшой скол верхнего правого угла стекла, в остальном все прекрасной сохранности. Красивая, очень редкая и оригинальная рама.
Описание работы: в нижней части
листа заголовок «Двенадцатая ночь, или Что угодно» и подзаголовок:
«Сейчас выступают в Королевском театре Европы, с новыми декорациями
и т.д.». Вид на сцену, обрамленную двумя ярусами сценических лож,
головы и плечи оркестрантов, образующих основу композиции
литографии. На сцене стоит большой торт из двенадцати частей, его
поверхность образует карту, над которой спорят русский царь
Александр I (справа), король Пруссии (Фридрих Вильгельм III) и
император Австрии (Франц I). Роберт Каслри - министр иностранных
дел Великобритании (по другой версии здесь изображен герцог Артур
Веллингтон – они оба представляли Великобританию на Венском
конгрессе) - сидит между Фридрихом Вильгельмом и Францем, лицом к
Александру, держа в руках большой нож и вилку, похожую на трезубец.
Он говорит: «Я помогал делить Торт, но мне не очень нравится моя
роль, джентльмены кажутся такими недовольными». Александр сидит
рядом с большим участком с надписью «Россия в Европе», на его
поверхности скудно разбросаны ели, казаки, сани и здания. К этому
участку примыкает «Польша», поменьше, но с большим количеством
зданий; он кладет обе руки на Польшу и поворачивается к русскому
офицеру (справа), своему брату великому князю Константину
Павловичу, говоря: «Вот, брат, возьми во владение этот кусок, я
думаю, что смогу справиться с ними обоими, к тому же на нем больше
фигур и вещей, которые будут сочетаться с теми, что у меня уже
есть» (именно Константин Павлович был наместником Царства Польского
с 1815 по 1830 гг.). Великий князь наклоняется, положив руку на
саблю, его меховой плащ развевается за спиной, как будто он спешил
к царю. Поперек колена Александра лежит бумага: «Воззвание к
полякам». Фридрих Вильгельм, держа в руках маленький нож, сидит
рядом с небольшим куском с надписью «Пруссия», но указывает на
соседний кусок побольше с надписью «Саксония». Он говорит: «Если я
добавлю этот саксонский кусок к своему прусскому и поставлю на него
фигуру императора, я думаю, моя доля будет выглядеть
респектабельно». Император Австрии, стоящий к нему лицом,
простирает руки над «Германией», говоря: «Я отрежу свой кусок, как
можно больше, я не думаю, что он достаточно большой». В середине
торта, где сходятся все страны, кроме Пруссии, есть углубление
неправильной формы. Все три суверена носят униформу с треуголками.
Позади Константина и в тени (справа) изображены четыре призрачных
монарха в просящих позах, обращающихся к Великим державам вокруг
торта, которые их игнорируют. Один из них, вероятно, Фердинанд
Сицилийский, преклоняет оба колена; трое других, вероятно, немецкие
принцы: Саксония, Бавария и Вюртемберг. Есть фон из облаков. На них
сидит сурового вида Фемида с повязкой только на одном глазу и
прижимает свой (пылающий) меч к плечу. Она поднимает свои весы над
тортом, но они кривые, их сильно отклоняют два потока ветра с
надписями «Алчность» и «Амбиции», исходящие из облака
(слева).
В верхней ложе слева Людовик ХVIII
сидит в профиль, глядя сверху вниз на конференцию. У него есть
афиша: «Королевский театр Реймса - Коронация Людовика Великого».
Позади него стоит Жан-Батист Жюль Бернадотт - маршал Империи при
Наполеоне, а вскоре после Венского конгресса (с 1818 года) ни много
ни мало король Швеции и Норвегии - сильно карикатурный, и нюхает
табак с хитрой ухмылкой; он говорит: «Теперь у меня есть Норвегия,
и я могу заставить ветер дуть в ту сторону, в какую мне
заблагорассудится». В передней части ложи, рядом с Людовиком ХVIII,
спиной к сцене сидит голландец, вероятнее всего Вильгельм I (Виллем
I) – первый король Нидерландов; он протягивает апельсин некой даме,
которая отводит от него взгляд с очевидным презрением. Его афиша –
«Карта Объединенных Нидерландов». В ложе внизу стоит Джон Булль
(собирательно-карикатурный образ типичного англичанина),
поворачивающийся со сцены, чтобы взять за руку человека в перьях и
боевой раскраске краснокожего индейца, представляющего Соединенные
Штаты Америки. Он говорит: «Я надеюсь, вы не нарушите покой [мир]».
Шляпа Булля находится на голове его собаки, чьи лапы покоятся на
передней части сцены.
На противоположной стороне Фердинанд
VII (король Испании) стоит перед верхней ложей, с восторгом читая
«Список заключенных, подлежащих повешению за поддержку свободной
конституции». Он носит корону, украшенную крошечными виселицами и
болтающимися трупами, центральный крест поддерживает колесо (орудие
пыток). Позади него стоит высокая отвратительная фигура, держащая
крест, с которого свисает лента с надписью «Святая инквизиция»; он
одет в черную мантию и иезуитскую биретту; в его левой руке кинжал,
а на поясе нож и топор. В ложе внизу сидит султан в украшенном
драгоценными камнями тюрбане, угрюмо хмурясь, рядом с другим
азиатом в тюрбане; позади них стоит гусар.
Музыканты сделали паузу и смотрят
друг на друга с удивлением или весельем. У первой скрипки есть
нотный альбом с надписью «Алчность и амбиции - старая песня на
новый лад». Игрок на валторне, крайний слева, играет другую
мелодию: «Янки дудл приехал в город, Янки дудл денди».
Карикатура Джорджа Крукшенка "Двенадцатая ночь, или Что угодно", выполненная в технике офорта с ручной раскраской, представляет несомненную историческую и культурную ценность. Аналогичные экземпляры хранятся в Британском музее, библиотеке конгресса США и целом ряде других крупнейших, мировых, музейных и архивных институциях.
В наличии среди моих лотов есть также другая карикатура Джорджа Крукшенка "Смотр французским войскам на обратном их походе через Смоленск".
Джордж Кру́кшенк (Gеоrgе Сruikshаnk; 27 сентября 1792 года, Лондон, Англия — 1 февраля 1878 года, там же) — английский иллюстратор и карикатурист, ведущий мастер книжной иллюстрации и сатирико-политической карикатуры ХIХ века. За свою долгую жизнь он проиллюстрировал более 850 книг.
Предоплата
Банковский перевод
Почта России по городу: 0 руб. по стране: 1000 руб.