Чтобы управлять найстройками профиля, вашими избранными лотами, ставками и выставлять товары на торги.
Тимур Петрович Новиков (24 сентября 1958, Ленинград — 23 мая
2002, Санкт-Петербург) — российский художник, основатель
петербургской Новой Академии Изящных Искусств.
«Рыбы в розовом море».1990-е гг. Бумага, шелкография. Из авторского
цикла «Горизонтали». Размер работы 77,5 см х 52,5 см. Размер по
раме 91 см х 66 см. 46/50. В правом нижнем углу карандашом
авторская подпись. На обороте авторский штамп Тимура Новикова , его
номер телефона и подпись карандашом.
Тимур Новиков родился 24 сентября 1958 года в Ленинграде.
Воспитывался матерью Новиковой Галиной Васильевной, своего отца не
знал. В 1965 году пошёл в школу. Начал посещать кружок рисования в
Доме пионеров Дзержинского района г. Ленинграда. В 1967 году
участвует в выставке детского рисунка в Нью-Дели. В 1968 году
переезжает с родителями на Новую Землю, в 1972 году возвращается в
Ленинград; впоследствии подчёркивает, что именно пейзаж Крайнего
Севера оказал на него сильное влияние, повлияв на его восприятие
пространства.
В 1973 году поступил в Клуб юных искусствоведов при Русском музее. Поступает в Техникум химической промышленности на отделение технологии лаков и красок, уходит из техникума в 1975 году. Отказывается от службы в армии как убежденный пацифист. В 1976 году поступает в Клуб юных любителей искусства в Эрмитаже. Пишет свои первые картины. Вместе с Олегом Котельниковым создает ансамбль «Монстерз» и в 1977 году примыкает к авангардистской группе «Летопись», которая сформировалась вокруг Бориса Николаевича Кошелохова. В составе группы участвует в своей первой квартирной выставке.
В 1978 году осуществляет свой первый кураторский проект: арендует помещения в не действующей тогда церкви Шестоковской Божьей Матери в Санкт-Петербурге, организует творческие мастерские имени Кирилла и Мефодия, 2 июня 1978 года проводит квартирную выставку.
В 1980 году открывает, вместе с художником Олегом Котельниковым, квартирную галерею, названную ими «АССА». Галерея располагается в коммунальной квартире на ул. Воинова, д. 24. В галерее проходит «I биеннале портретов Тимура Новикова». Галерея прекратила своё существование в 1987 году.
В этом же (1980) году знакомится в Москве с художницей М. М. Синяковой-Уречиной, вручившей ему право именоваться Председателем земного шара.
В 1981 г. вступает в ТЭИИ, первый союз неофициальных художников Ленинграда. В 1982 г. на первой выставке ТЭИИ в ДК им Кирова устраивает, вместе с художником Иваном Сотниковым, панковскую акцию: экспонирует фанерный щит с дырой, назвав работу «Ноль-объект».
В 1982 году Тимур Новиков создает группу «Новые художники». Первыми участниками группы становятся Георгий Гурьянов, Евгений Козлов, Олег Котельников, Иван Сотников, Кирилл Хазанович. Стилистически «новые художники» были параллельны таким западноевропейским движениям в искусстве, как Новые Дикие (Neue Wilde, Германия), Ист Вилледж (East Village, США), Фигурасьон Либр (La Figuration libre, Франция), Трансавангард (Transavantgarde, Италия) и таким явлениям как «новая фигуративность», «новая волна», «новый романтизм».
В 1985 году создает Новую Академию Всеческих Искусств. Взятое у футуристов понятие «ВСЕЧЕСТВО» связывало группу с искусством русского авангарда. Живой связью с этим периодом русского искусства были знакомые художники того поколения — Мария Александровна Спендиарова и Мария Михайловна Синякова-Уречина, Татьяна Николаевна Глебова, написавшая портрет Новикова. От художников авангарда «Новых художников» отделяло прежде всего отсутствие серьёзной теории.
В группу входили: Е. Козлов, Иван Сотников, Олег Котельников, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов и другие художники. Позднее к группе присоединились Евгений Юфит, Сергей Бугаев, В. Черкасов, Андрей Медведев, Владислав Гуцевич, Вадим Овчинников, Инал Савченков, Андрей Крисанов, Олег Маслов и Виктор Цой.
Проводил совместные акции с выдающимися художниками Запада — Э. Уорхоллом, Д. Кейджем, Р. Раушенбергом.
В 1983 году организовал музыкальную авангардистскую группу «Новые композиторы», с того же года стал сотрудничать с оркестром «Популярная механика» Сергея Курёхина
В 1985—1986 гг. сотрудничает с Рок-клубом как оформитель концертов группы «Кино» в качестве художника-оформителя концертов; в 1987-89 гг. привлекает художника-модельера Константина Гончарова к работе над сценическими костюмами музыкантов группы.(В. Цой, Г. Гурьянов, Ю. Каспарян).
В 1984—1985 гг. «Новые художники» ставили перформансы: «Идиот», «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Балет трех неразлучников» (по Даниилу Хармсу, музыка И. Веричева и В. Алахова)) . Художники занимались также кинематографом («параллельное кино», «некрореализм»), литературой, музыкой, «новой критикой» и сами изобретали музыкальные инструменты (утюгон, длинные струны и др.)
В 1987 году участвует как художник и актёр в фильме «Асса», сотрудничает с режиссёром Сергеем Соловьевым (первая в истории советского кинематографа премия за художественное оформление). Был едва ли не первым медиа-художником в СССР, став идеологом «Пиратского Телевидения» (1989), а в последующем режиссёром-постановщиком фильмов «Золотое сечение» (1999), «Кошмар модернизма» (1999).
Участвует в создании клубного движения и рейва на Фонтанке-145; один из организаторов «Гагарин парти» на ВДНХ (1991).
В 1992 г. участвует в съёмках фильма Сергея Дебижева «Два капитана-2»
В своем искусстве Новиков продолжает развивать находки 80-х, усиливая декоративный и фактурный эффекты и используя неоклассическую образность. В его новом творческом периоде «классицистические декларации Новой Академии соседствуют с красочной богемностью жизни девяностых годов».
С конца 1980-х годов Новиков навсегда оставляет живопись, и, под влиянием эстетических идей своего друга, художника и fashion-дизайнера Константина Гончарова, переходит от «экспрессивного рисования» к другой технике: текстильному коллажу. Использует минималистские трафареты. Иконография его работ упрощается и «сводится к двухчастному разделению плоскости и установке на ней простого знака».
В 1991 г. проводит первую программную выставку НАИИ «Неокадемизм» в Русском музее. Художники, разделившие идею Новикова, экспонируют свои работы каждый в отдельном зале: Тимур Новиков и Константин Гончаров, Георгий Гурьянов, Денис Егельский, Сергей Бугаев. Выставляет работы «Аполлон, попирающий красный квадрат», «Нарцисс»; в том же зале Константин Гончаров выставляет «Рыцарские плащи», — просторные бархатные плащи, украшенные необычными вставками из открыток. Художники ориентированы на «не поддающуюся пошлости красоту», на идеалы образов классического искусства и классического балета. С этого времени Новиков включает открытки и фотографии (репродукции классической живописи и образы балета) в свои работы.
С этого времени панно Новикова становятся «знамёнами» неоакадемизма с образами греческих богов, «отвечающих за живую силу творчества» — Аполлона, Афродиты, Эрота. Ряд работ посвящены античной повести, истории Амура и Психеи. Героями работ становятся великие и несчастные эстеты — Оскар Уайльд (серия «Приключения Оскара Уайльда») и Людвиг Баварский, в их честь проводятся особые выставки («Тайный культ» 1992, Русский музей; «Лебединая песня немецкого романтизма» 1995, Айдан-галерея, Москва; «О красоте» 1995, «Риджина», Москва; Людвиг Второй Баварский и «Лебединое озеро», 1996, галерея XL, Москва).
В 1993 году круг неоакадемистов преображается в институт под названием «Новая академия изящных искусств». «Появление Новой академии рассматривалось как некая игра в новый официоз». Художники неоакадемисты — сам Т. Новиков, Г. Гурьянов, также В. Тузов, Д. Егельский и А. Медведев — получают звания почётных профессоров Новой Академии[1]. НАИИ занимала помещения на Пушкинской ул, 10 и была одновременно учебным заведением (Новая Академия Изящных Искусств). В НАИИ одновременно возрождались старые фототехники и активно использовались новые технологии, использующие формы классического искусства.
Под этим лозунгом в залах НАИИ начинаются занятия для студентов НАИИ и проходят регулярные выставки профессоров НАИИ — Ольги Тобрелутс (Комаровой), Беллы Матвеевой , Г. Гурьянова, Д. Егельского, О. Маслова и В. Кузнецова, К Гончарова и студентов НАИИ Егора Острова, Станислава Макарова.
В 1994 г. при участии Новикова открывается галерея моды «Строгий Юноша», которой руководит Константин Гончаров.
В 1995 г. живёт в Берлине. Его выставка «Закат немецкого романтизма» или «Архитектура в Третьем Рейхе» (на основе проектов монументов для установки на границах Третьего Рейха) закрывается по цензурным соображениям
В 1997 году устраивает праздник неоакадемизма в Павловском дворце, музыку для которого пишет и исполняет Брайан Ино. Открывает учебные классы НАИИ в Русском музее, в Михайловском замке. Инициирует создание Европейского общества классической эстетики, с участием профессора А. И. Зайцева.
В 1998 году в Русском Музее проходит ретроспективная выставка Новикова, к которой музей издаёт его книгу «Новый русский классицизм».
В 1999 году Тимур Новиков вместе с Марусей Климовой организовывает фестиваль петербургского декаданса «Тёмные ночи».
В 1997 г. тяжело заболевает во время поездки в Нью-Йорк; болезнь привела к тому, что художник ослеп. Но несмотря на это, после выхода из больницы он продолжает руководить Новой академией. Читает лекции в СПбГУ и других институтах города. Ведёт передачу «Новая Академия», пропагандирующую классическую музыку, на молодежной техно-радиостанции «Порт FM» (1998). Собранную им художественную коллекцию передаёт, частично, в собрания Русского музея и Эрмитажа.
С 1998 выступает инициатором создания организаций: «Институт Истории Современного Искусства» и «Художественная Воля» (1998), выступавшей за сохранение «культурной экологии». Издаёт вместе с художником и критиком Андреем Хлобыстиным газету «Художественная воля» и радикальный журнал «Сусанинъ». Меняет свои политические взгляды на консервативные и ортодоксальные, утверждает, что «классика — традиционная форма для воспевания российской государственности». Считает, что «Петербург должен укреплять свою репутацию столицы классической культуры, а не конкурировать с мировыми столицами актуального искусства, как Лондон и Нью-Йорк». В 1990-е активно занимался книгоиздательской деятельностью.
23 мая 1998 г. в Кронштадте на форте № 7 «Художественная воля» и НАИИ проводит мемориально-художественную акцию. В заброшенном форте было устроено «Сжигание сует», посвященное 500-летию казни Савонаролы на флорентийской Пьяцца Синьория: художники сжигали свои картины.
В 2001 г. принимает участие в выставке «Между землёй и небом. Неоклассические тенденции в современном искусстве», в Остенде (Бельгия), которую курирует Эдвард Люси-Смит.
23 мая 2002 года Тимур Новиков умер от пневмонии. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Работы находятся в собраниях
MUMOK, Вена.
Музей Стеделик, Амстердам.
Музей Людвига, Будапешт.
Русский музей, Санкт-Петербург.
Музей Новой Академии Изящных Искусств, Санкт-Петербург.
Новый музей, Санкт-Петербург.
ММСИ, Москва.
ГЦСИ, Москва
Музей Art4.ru, Москва.
Aboa Vetus & Ars Nova, Турку.
Paul Judelson Arts, Нью-Йорк.
Фонд Art ex East.
Фонд «Новый», Москва.
Арт-Киоск, Брюссель.
Галерея Forsblom, Хельсинки.
Галерея Рааб, Берлин. и др.
« Подробнее:
Предоплата
Банковский перевод
Курьерская компания по городу: 1500 руб. по стране: 2000 руб.
Ставок пока нет.