Редкая фигурка «Любовное письмо», 1740 г.
Иоганн Йоахим Кэндлер Музеи Райсс-Энгельхорн (Мангейм) Скучаю по
любимому, обожаемому Страна: Германия Возраст: 1740 Клеймо/Бренд:
Meissen Размер (см): высота 13.4, Материал: Фарфор Номер в тесте
179
Вдохновленный гравюрой Пьера Филло (1696 -
после 1754) под названием "Замок Карт" по мотивам картины Жана
Симеона Шардена (1699-1779), Кендлер создал эту вежливо-галантную
жанровую сцену. "Статуэтка месье, пишущего любовное письмо" была
частью репертуара Мейсенской фарфоровой мануфактуры с 1740 года.
Сохранившиеся образцы в многочисленных музеях и коллекциях
демонстрируют не только различия в расстановке одежды, позе, мимике
и письменных принадлежностях, но и в формулировках начальных строк
письма. Например, дрезденский кавалер начинает свое галантное
письмо с поклонов: "Мадемуазель, Pardonnez
moi".
В моей фигурке Кавалер пишет- Mademoiselle
votrebeilte adora - в переводе Скучаю по любимому,
обожаемому
Судя по полученным формовкам, эта модель,
очевидно, пользовалась большой популярностью. Согласно описанию
Кендлера в его Taxa, списке работ для мануфактуры в нерабочее
время, это был „1-й персонаж, изображающий месье, пишущего любовное
письмо, сидящего за столом с пером в руке“ (Рафаэль, 2009, № 31). И
снова он взял за основу гравюру Пьера Филле „Замок карт“, созданную
по мотивам картины Жана С. Шардена. Модель изображает читающего
кавалера, которого Кендлер превращает в писца, который ищет
подходящие слова в письме. В нашем случае, говоря „Мадемуазель,
простите“, он просит у них прощения, в других случаях он чем-то
убит горем (слг. Паулс, Берн), однако несколько раз он пишет явному
сопернику, признавая поражение (фарфоровый кабинет в резиденции
Ансбах; Резиденцмузеум Мюнхена). Все варианты говорят о
чередующихся любовных приключениях дрезденского придворного
общества. (Каталог „Триумф синих мечей“, 2010, Кат.-№
341)
КЕНДЛЕР (Кändler) Иоганн Иоахим (15.6.1706,
Фишбах, Саксония - 18.5.1775, Майсен), немецкий скульптор, мастер
декоративно-прикладного искусства. Учился в Дрездене у Б. Тома в
1723. С 1730 года придворный скульптор курфюрста Саксонии Фридриха
Августа I (король Польши Август II Сильный); с 1731 работал на
Майсенской фарфоровой мануфактуре (с 1733 главный модельный мастер;
смотри Майсенский фарфор). По моделям Кендлера выполнялись
парадные, богато декорированные сервизы в стиле рококо из большого
количества предметов («Лебединый», 1737-41); он ввёл приёмы
моделировки и типы украшений, ставшие характерными для европейского
художественного фарфора (отделку тарелок плетёнкой и т.п.). Автор
разнообразных по жанрам и размерам, пластичных по формам, сочных по
краскам произведений, в том числе настольных фарфоровых статуэток,
отличающихся остротой и живостью в передаче натурных впечатлений:
персонажи и сцены комедии дель арте, галантные, пасторальные и
охотничьи сцены, выразительные типажи солдат, музыкантов,
ремесленников, крестьян и др. («Арлекин и Коломбина», 1741). Как
анималист создавал покрытые белой глазурью скульптурные
изображения, также расписные статуэтки, иногда составлявшие целые
юмористические композиции («Обезьяний оркестр» из 21 фигурки, 1753;
1765-66). Среди других произведений - надгробие барона А. фон
Мильтица (песчаник, 1739, церковь в Нойштадте, Саксония);
«Похищение Прозерпины» (около 1750); модель конного памятника
Августу III (фарфор, 1753). С Кендлером в Майсене сотрудничали его
помощники И. Ф. Эберлейн и П. Рейнике. Лит.: Gröger Н. J. J.
Кändler. Dresden, 1956; Menzhausen I. Alt-Meissner Porzellan in
Dresden. 3. Aufl. В., 1990; Adams Y. Meissen figures, 1730-1775:
the Kaendler years. Atglen, 2001; Pietsch U., Antonin D. Die
figürliche Meissner Porzellanplastik von G. Kirchner und J. J.
Кändler: Bestandskatalog der Porzellansammlung Staatliche
Kunstsammlungen Dresden. Мünch., 2006. Произведения знаменитой
Мейсенской мануфактуры «Meissen» – это уникальные предметы
искусства высокого художественного уровня и королевского стиля,
имеющие мировую известность и коллекционную ценность. Каждый из
периодов трехсотлетней истории интересен в своем развитии, наполнен
важными для художественного наследия событиями и яркими
открытиями
Произведения знаменитой Мейсенской (meisen
мейсон мейссон) мануфактуры «Meissen» – это уникальные предметы
искусства высокого художественного уровня и королевского стиля,
имеющие мировую известность и коллекционную ценность. Каждый из
периодов трехсотлетней истории интересен в своем развитии, наполнен
важными для художественного наследия событиями и яркими
открытиями