Чтобы управлять найстройками профиля, вашими избранными лотами, ставками и выставлять товары на торги.
Кабинетный
портрет священника Григория Спиридоновича Петрова в рясе с
наградным крестом. Российская Империя, начало 1900-х
гг.
Бумага, фототипия.
В нижнем левом углу подпись «М.219. Г.Петров».
Размер: 14 х 9 cм.
В отличном коллекционном
состоянии.
*Григорий Спиридонович Петров
(26 января[1] (6
февраля) 1866[2], Ямбург — 18 июня 1925, Париж) — священник Русской
православной церкви, общественный деятель, журналист, публицист и
проповедник, широко известный в предреволюционной России. С 1920
года жил в эмиграции в Сербии. Там в 1923 году им была закончена
публицистическая книга «Финляндия, страна белых лилий», которая в
том же году была издана на сербском языке, а уже после смерти
Петрова издавалась и много раз переиздавалась на разных языках (в
том числе 16 раз на турецком языке)[1][3].
Биография
Григорий Петров родился в Ямбурге (сейчас — город Кингисепп
Ленинградской области). Его считали сыном то мелкого торговца, то
содержателя постоялого двора, то кабатчика, то пастуха[4]. Максим
Горький, который был с ним хорошо знаком, в письме Антону Чехову в
1905 году сообщал, что Петров — «сын кабатчика или буфетчика, и в
детстве ничего, кроме матерщины, не слыхал, ничего, кроме пьяных,
не видел»[1].
Учился в Нарвской гимназии, затем в постепил в Санкт-Петербургскую
духовную семинарию, которую окончил в 1886 году и тогда же поступил
в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1891
году[1] со степенью кандидата богословия с правом соискания степени
магистра богословия без нового устного испытания[5].
Григорий Петров
После этого начал читать лекции, в том числе в Михайловском
артиллерийском училище, Пажеском корпусе, Александровском лицее,
Политехническом институте, в различных гимназиях. Достаточно быстро
Петров стал в Санкт-Петербурге очень популярным, а его публичные
лекции привлекали толпы людей. Его книги продавались во многих
книжных лавках и пользовались большим спросом[1].
В 1893 году получил место законоучителя и настоятеля церкви в
Михайловском артиллерийском училище. В этой должности он пребывал в
течение десяти лет, при этом последние годы перед его отстранением
от должности в 1903 году были кульминационным пунктом его
известности как проповедника[6].
Литературной деятельностью он начал заниматься еще в семинарии, но
внимание широких слоев читающей публики приобрел в 1898 году, когда
вышел его труд «Евангелие как основа жизни», выдержавший около 20
изданий[6] и переведённая на многие языки. Петров в этой книге
призывал обратиться к Евангелию как к источнику знаний о том, как
себя следует вести в повседневной жизни. Максим Горький в своём
письме Антону Чехову писал об этой книге, что «в ней много души,
ясной и глубоко верующей души… Её написал поп и так написал, как
вообще попы не пишут»[1].
Петров выпустил также целый ряд книжек духовно-нравственного
содержания — «Школа и жизнь», «По стопам Христа» (части I и II),
«Братья-писатели», «К свету!», «Божьи работники», «Апостолы
трезвости», «Зерна добра» и другие, — из которых многие выдержали
по несколько изданий. В 1900—1901 годах был фактическим редактором
и почти единственным сотрудником журнала «Друг трезвости». В
1899—1917 годах Петров был деятельным сотрудником газеты «Русское
Слово»[6].
Сочинения Петрова резко отличались от подавляющего большинства
произведений русских духовных писателей тем, что он выдвигал в них
на первый план внутреннее нравственное содержание христианской
религии — в противовес её внешней, обрядовой стороне. Кроме того, в
своих трудах он касался различных областей жизни современного
общества, подвергая многие явления резкой критике с точки зрения
идеала праведной жизни, элементы которого он извлекал из
евангельского учения. Его идеи имели много точек соприкосновения с
нравственной проповедью Льва Толстого[6].
Тот же характер носили устные проповеди Петрова, пользующиеся не
меньшей известностью, чем его печатные труды. Для слушания
проповедей, которые он произносил в Михайловском артиллерийском
училище, стекалось множество слушателей из разных классов общества,
в том числе и немало представителей тех слоёв интеллигенции,
которые вообще относились к религиозным вопросам равнодушно[6].
Одним из поклонником Петрова был философ Василий Васильевич
Розанов; в своей статье, написавший ему, Розанов приводил слова
некоего генерала, сказавшего о Петрове: «Ещё немного лет назад Русь
в свободный час сидела по трактирам, горланила пьяные песни… А
теперь?! …Народ бежит сюда, … второй час стоит. Не присядет. Не
волнуется, не ропщет. И это чтобы услышать несколько поучительных
слов, — вовсе не поразительных, — слов обыкновенных». Петров в
своих лекциях говорил о необходимости вернуться к изначальным
евангельских идеалам, при этом говорил он на таком языке, который
был всем понятен. Как пояснял Розанов, «он [Петров] имел мужество
убрать из своих тем, из своих оборотов речи всё „интеллигентное“,
всё сколько-нибудь затруднительное для понимания простецов…» Среди
поклонников Петрова можно также отметить министра финансов России
графа Сергея Юльевича Витте[1].
Весной 1902 года пытался уговорить революционера и террориста С. В.
Балмашёва, приговорённого за убийство министра внутренних дел Д. С.
Сипягина к смертной казни, написать прошение на Высочайшее имя о
помиловании.
Сочинения и речи Петрова создали ему репутацию «неблагонадежного»
священника, и в 1903 году он был отставлен от места настоятеля и
преподавателя. С 1 января 1906 года Петров состоял редактором
газеты «Правда Божия», которая придерживалась умеренно-либерального
направления, но тем не менее послужила мишенью для ожесточеннейших
нападок со стороны реакционной печати и в июне 1906 года была
приостановлена московской администрацией[6].
Во время работы II Государственной Думы с депутатом от Пермской
губернии о. Константином Колокольниковым, позднее тоже лишённым
сана.
Депутат Думы и ещё священник, 1907
В 1907 году избран депутатом 2-й Государственной думы по списку
Конституционно-демократической партии.
В том же году за критическое письмо митрополиту Антонию запрещён в
служении и направлен на послушание в Череменецкий монастырь. В 1908
году лишён сана, из-за чего не мог жить в Санкт-Петербурге и ездил
с лекциями по стране.
По свидетельству архиепископа Серафима (Соболева): «в январе месяце
1908 г. Св. Синод снял сан с Гр. Петрова. Это событие взволновало
некоторую часть столичного духовенства. Было волнение по сему
поводу и среди студентов Петербургской Духовной Академии. Тогда же
протопресвитером о. Янышевым было созвано все столичное духовенство
в зале Общества распространения религиозно-нравственного
просвещения. На этом собрании пришлось быть и мне. О. Янышев
прочитал письмо, которое было прислано ему от бывшего священника
Григория Петрова. Последний писал: „Я не протестую против Синода за
снятие с меня священнического сана, ибо я не верую во Христа, как
Бога“»[7].
Приветствовал Февральскую революцию 1917 года, но осудил
Октябрьскую революцию.
2 (15) августа 1918 года Всероссийский Собор вынес определение о
признании недействительным лишения сана священнослужителей по
политическим мотивам. Это решение распространялось на осуждённого
при Екатерине II митрополита Арсения (Мацеевича), решительно
выступившего против секуляризации церковных земельных владений и на
священника Григория Петрова, в своей политической деятельности
придерживавшегося крайне левого направления[8].
Сын Григория Петрова с благословения отца служил в Добровольческой
армии и в мае 1919 года погиб под Керчью. В начале 1920 года,
накануне оставления белыми Ростова-на-Дону, Григорий Петров читал
здесь публичные лекции в пользу Комитета скорой помощи чинам
Добровольческой армии[9].
В 1920 году Петров из Крыма в трюме парохода добрался до
Константинополя, затем оказался в лагере беженцев в Галлиполи
(сейчас — Гелиболу), затем в Триесте, затем в Белграде[1].
Жил в Болгарии и Сербии.
В 1923 году Петровым была закончена публицистическая книга,
посвящённая Финляндии. Книга в значительной степени описывает
Финляндию как образец для подражания, как живой пример для России,
как страна, внутреннее устройство которой — и политическое, и
экономическое, и культурное — по сравнению с другими странами
является чуть ли не идеальным[10].
В том же году книга была издана на сербском языке под названием
«Зидари живота» («Созидатели жизни»), а в 1925 году, уже после
смерти автора, — на болгарском языке под названием «В страната на
белите лилии» («В стране белых лилий»). Позже книга издавалась и
много раз переиздавалась на разных языках под разными названиями;
на турецком языке книга выдержала 16 изданий, на болгарском — 14.
На русском языке книга впервые была издана в 2004 году под
названием «Финляндия, страна белых лилий»[3]
В начале июня 1925 года Григорий Петров приехал во Францию, в
клинику Maison de Santé под Парижем, в которой работал его знакомый
профессор Иван Павлович Алексинский. Однако проведённая операция
выявила у Петрова неизлечимуюраковую опухоль; 18 июня, сразу после
операции, Григорий Спиридонович Петров скончался[1].
Тело Петрова было кремировано в Париже и отправлено в Сербию —
вдове, Зинаиде Ивановне, которая жила в Панчево (рядом с
Белградом). Вскоре она переехала в город Нови-Сад и похоронила прах
мужа там на Успенском кладбище. В 1981 годустало известно, что на
Успенском кладбище будет проведена перепланировка и участок с
могилой Петрова будет снесён; дочь Петрова, Марина Григорьевна,
которая в 1950-х годах переехала из Югославии в Германию, перенесла
прах на кладбище Остфридхоф в Мюнхене[1].
Основные труды
• Священник о. Григорий Петров. Храм св. Мирона.
Церковь лейб-гвардии Егерского полка во имя священномученика
Мирона. — СПб: тип. Е. Евдокимова, 1896. — 83 с.
• Евангелие как основа жизни (1898)
• (переиздано братством святого апостола Иоанна
Богослова. М., 1997 с послесловием Александра Стрижева, а также
баптистской ассоциацией «Духовное возрождение» М., 2004)
• Апостолы трезвости (1903)
• Божий путь: Сборник статей (1903)
• Божьи работники: Сборник статей (1903)
• Долой пьянство: Сборник статей (1903)
• Братья писатели
• Зерна добра: Сборник статей (1903)
• К свету! (1903)
• Люди-братья (1903)
• Школа и жизнь (1902)
• По стопам Христа (1904), вольный пересказ
бестселлера (на англ.) Ч.М.Шелдона (на англ.)
• Беседы о Боге и Божией правде (1903)
• Божий путь (1904)
• Война и мир (1904)
• Не с того конца (1905)
• Запросы современной церкви (1905)
• Церковь и общество (1906)
• Камо грядеши? (1907)
• Думы и впечатления (1907)
• Искалеченная правда (1907)
• Письмо священника Григория Петрова митрополиту
Антонию (1908)
• В защиту Лопахина // Русское слово. 1910. №
19
• Страна болот (Финляндские впечатления)
(1910)
• Под чужим окном (1913)
• Наши пролежни (1913)
• Финляндия, страна белых лилий (1923, на русском
языке книга впервые была издана в 2004 году)
• Зидари живота («Созидатели жизни») (1923)
(серб.)
• В страната на белите лилии («В стране белых
лилий») (1925) (болг.)
• Ak Zambaklar Ülkesinde Finlandiya. Ankara,
2005; Beyaz Zambaklar Ülkesinde Bir Ulusun Dirilişi stanbul, 2008;
Beyaz Zambaklar Ülkesinde. İstanbul, 2009) İdeal Öğretmen.
İstanbul, 2005 (тур.)
• Болезни нашей культуры // Русские дни. София.
1923. № 38 (714)
• Искусство и жизнь. Балтийский альманах.
1924.
Предоплата
По договоренности
Другие способы/по договоренности