Благовещенск — конечная железнодорожная станция на
линии, отходящей от станции Белогорск на Транссибе. Международный
аэропорт Игнатьево. Научно-образовательный центр.
Основан в 1856 году как Усть-Зейский военный пост на
Амуре; в 1858 году преобразован в город Благовещенск (по
заложенному в том же году храму во имя Благовещения Пресвятой
Богородицы). Сохранились фрагменты деревянного зодчества с конца
XIX века.
В 1865 году в Амурской области разрешена добыча золота
частными лицами. Благодаря этому дальнейшее развитие города вплоть
до советского периода неразрывно связано с золотодобычей. К примеру
в 1894 году на Амуре было добыто более 13 тонн золота. В связи с
этим ускоренными темпами развивался водный транспорт — только по
воде можно было добраться до удалённых приисков.
В 1888 году в городе заработал первый в Приамурье
чугунолитейный завод (ныне судостроительный). Основатель — купец Н.
С. Львов. В городе развивалась деревообрабатывающая промышленность.
К концу XIX века город являлся большим речным портом и промышленным
центром. В 1905 году здесь было 157 пароходов и 220 барж.
Благовещенск прежде всего был купеческим городом -
несколько крупнейших торгово-промышленных домов, таких как «Кунст и
Альберс», «И. Я. Чурин и Ко», и бесчисленные предпринимательские
формирования обеспечивали горожан разнообразием товаров.
В 1889 году сотник Амурского казачьего войска Дмитрий
Николаевич Пешков, уроженец Албазинской станицы, начал конный
переход Благовещенск — Санкт-Петербург, окончившийся 19 мая 1890
года. На лошади монгольской породы, по кличке «Серый» он шесть
месяцев ехал по тайге, в том числе в зимнее время, при 40-градусных
морозах. Александр III в честь прибытия Пешкова устроил в
Санкт-Петербурге парад. Это событие положено в основу снятого в
2006 году французским кинорежиссёром Жоелем Фаржем фильма
«Серко».
А. П. Чехов, побывавший в Благовещенске в 1890 году,
оставил в своих письмах такие записи: «Здесь не боятся говорить
громко. Арестовывать здесь некому и ссылать некуда, либеральничай
сколько влезет. Народ всё больше независимый, самостоятельный и с
логикой; я влюблён в Амур, охотно бы пожил на нём года два. И
красиво, и просторно, и свободно, и тепло. Последний ссыльный дышит
на Амуре легче, чем самый первый генерал в России; Амур чрезвычайно
интересный край. Жизнь тут кипит такая, о какой в Европе и понятия
не имеют».
В 1891 году город посетил цесаревич Николай — будущий
российский император Николай II. Первый поезд из Благовещенска в
Петербург отправился 13 (26) декабря 1913 года.
12 (25) ноября 1917 года в городе были получены первые
сведения об Октябрьской революции в Петрограде и тексты первых
декретов советской власти. Городской совет депутатов возглавил
большевик Фёдор Мухин. В 1918 году в Благовещенске восстал против
советской власти атаман Иван Михайлович Гамов. Казаки во главе с
Гамовым захватили город и арестовали весь состав облисполкома.
Впоследствии чего город был захвачен Японскими войсками. Капитан
Муравьёв, сотрудник военно-статического отделения окружного штаба
Приамурского военного округа, пишет в своём отчёте о командировке в
Благовещенск в марте 1919 года: «Японские войска в настоящее время
расположились вдоль линии Амурской железной дороги, охраняя
станции, мосты и прочие железнодорожные сооружения от нападения и
порчи их большевиками. Главной базой японцев является Благовещенск,
где сосредоточены их силы в составе одной бригады под командой
генерала Ямада. В его распоряжении имеется также два бронированных
поезда и восемь аэропланов. В случае необходимости для борьбы с
большевиками отсюда выделяются отряды, посылаемые в требуемые
пункты».
18 мая 1920 года амурские партизаны и войска
Дальневосточной республики изгнали японцев с территории Амурской
области. С 1920 по 1922 год Амурская область входила в состав
Дальневосточной республики. В ноябре 1922 года Амурская область
стала Амурской губернией, и Благовещенск стал губернским центром
(вплоть до марта 1926 года). Все нормы Конституции РСФСР и
законодательство советской власти вступили в силу в городе только в
1924 году.
В 1920-е годы в городе развивалась торговля по всем
законам приграничного города — включая законный товарообмен и
контрабанду. С китайской стороны в город поступал, в основном,
спирт, который выменивался в тайге на золото. В 1930-х годах
накалилась обстановка за Амуром — в Маньчжурии стали вновь активно
действовать японцы, захватившие её в 1932 году. Они консолидировали
свои усилия с русскими эмигрантами для захвата власти на территории
Амурской области. В 1931 году эммигрантом, уроженцем Благовещенска
Константином Родзаевским на территории Китая была создана
Российская фашистская партия, готовились диверсии и вылазки на
территорию Амурской области.
В 1930-е годы в городе был запущен завод «Амурский
металлист», переоборудована спичечная фабрика, построены швейная и
кондитерская фабрики.
В августе 1945 года 2-я Краснознамённая армия совершила
переправу через Амур с целью разгрома японских мест дислокации на
территории Маньчжурии. Об этом событии на набережной города
напоминает памятник — бронекатер.
До конца 1980-х годов въезд для жителей других регионов
СССР в пограничный Благовещенск был ограничен, въезд иностранцев
был воспрещён. Для посещения города требовалось приглашение друзей
или родственников и специальный пропуск. Благодаря этому
обстоятельству преступность в городе практически отсутствовала. Но
ограничение на въезд также не способствовало приросту населения —
100 000 жителей Благовещенск набрал только к своему 100-летию в
1958 году.
В соответствии со стратегией развития Дальнего Востока и
Байкальского региона, утверждённой Правительством РФ, было
предусмотрено строительство автомобильного моста через Амур,
соединивший Благовещенск с китайским городом Хэйхэ. Общая стоимость
строительства 19 миллиардов рублей, стоимость российской части
моста — 14 миллиардов рублей. Разрешение на ввод в эксплуатацию
было получено 12.05.2021 года. Но, движение по мосту начнется после
снятия ограничений из-за пандемии коронавируса.