Чтобы управлять найстройками профиля, вашими избранными лотами, ставками и выставлять товары на торги.
Гарантия подлинности : Гарантия Продавца
Жанр : Пейзаж
Техника : Графика
Материал : Бумага
Ширина (см) : 32
Высота (см) : 23
"Горная река" ксилография Лебединский Б.И. 1960-е годы
серия "Байкал"
монограмма внизу справа
размер лист 32,5х23,5 см оттиск 17х12,5 см
Лебединский Борис Иванович (1891—1972) — советский график,
живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Родился 17 октября 1891 года в Луге, Санкт-Петербургской губернии,
в семье священника. Обучался в санкт-петербургской Духовной
семинарии, но священником не стал – победила давняя, еще с детства,
страсть к рисованию. Окончил Центральное училище технического
рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге (известное училище им.
В.П. Мухиной, ныне Санкт-Петербургская государственная
художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица), а также
Рисовальную школу Императорского Общества Поощрения Художеств (до
1882 года — О́бщество поощре́ния худо́жников). Специализировался по
классу офорта и гравюры у В.В. Матэ. Его учителями были И.Я.
Билибин, Н.К. Рерих, А.А. Рылов. Кумиром Лебединского был Иван
Иванович Шишкин: по семейному преданию, именно детская встреча в
окрестностях Луги, когда Борис увидел знаменитого пейзажиста за
работой, определила его стремление стать художником. В 1912 году в
его жизнь входит Новгород. Семья Лебединских приобретает землю на
станции Званка Новгородской губернии, и у Бориса появляется
возможность посещать Новгород, знакомиться с
достопримечательностями. Тогда же были сделаны и первые зарисовки
Новгородского кремля. Офорт «Новгородские стены» был представлен им
на выпускной экзамен, а весной 1914 года на Международной выставке
печатного дела и графики в Лейпциге «Новгородские стены» принесли
молодому художнику серебряную медаль. В Первую мировую Борис
Лебединский был мобилизован на армейскую службу, но через полгода
комиссован из-за болезни легких. Службу он проходил в Старой Руссе,
в 178-м пехотном запасном батальоне, в казармах Вильманстрандского
полка. Один из сослуживцев, полковой врач Михаил Павлович Глинка,
стал его добрым знакомым на долгие годы. Как художник, Лебединский
много путешествует: он побывал в Карелии, Финляндии, на Урале,
участвовал в составе экспедиции в поездке по Сибири. Сибирь
произвела на него неизгладимое впечатление. Настолько, что в 1917
г. художник с семьей, женой и дочерью, переехал на жительство в
Иркутск. Здесь их и застала весть о свершившейся в России
революции. Лебединский активно участвует в художественной и
общественной жизни Иркутска: преподает рисование и черчение в
учебных заведениях города, состоит Председателем Совета картинной
галереи художественного музея, а потом занимает там должность
хранителя. Занимается книжной графикой в качестве
художника-иллюстратора Иркутского губернского издательства
(впоследствии Восточно-Сибирского краевого издательства). С 1918 г.
был членом Восточно-Сибирского отделения Русского географического
общества, участвовал в экспедициях по Сибири, принимал участие в
создании Сибирской советской энциклопедии. В 1920 г. стал
председателем Иркутского общества художников. Борис Иванович
Лебединский был деятельным членом Иркутского общества художников,
непременным участником всех его выставок. В Сибири в творческую
биографию художника, наряду с пейзажем, вошла и осталась одной из
ведущих на всю жизнь тема исторического прошлого Иркутска. На посту
председателя Иркутского общества художников Борис Иванович много
сделал для объединения художественных сил в помощь культурному
строительству новой Сибири. Иркутск делегирует его на I
Всесибирский съезд художников, проходивший в Новосибирске.
Участвовал во многих научно-исследовательских экспедициях
(археологических, биолого-географических, палеонтологических).
Будучи увлечен палеогеологией, создавал учебные пособия,
картины-реконструкции вымершего животного мира. Художник
Лебединский, с юности увлеченный палеогеологией, экспедициями в
дальние уголки Родины, был активным членом Восточно-Сибирского
отделения Русского географического общества. По линии РГО работал в
Комитете Севера, принимал участие в создании Сибирской советской
энциклопедии. В 1932 году Борис Иванович уехал в Ленинград. Сам
Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский, выдающийся географ,
пригласил его научным сотрудником в свое любимое детище –
Центральный географический музей, третий, после Эрмитажа и Русского
музея, по богатству фондов. Лебединский участвует в создании
видовых картин и панно, панорамных макетов, рельефных карт,
географических моделей. Через этот замечательный музей, не имевший
себе равных ни у нас, ни за границей, прошли все школьники
Ленинграда и масса иностранных экскурсантов, открывая для себя
удивительный мир географии. Вдохновенный и самоотверженный труд в
музее был прерван в апреле 1933 года. Б.И. Лебединский был осужден
по ст. 58-10 и 11 УК за хранение антисоветской литературы –
согласился помочь выселенной семье арестованного знакомого
художника, не знавшей, куда деть библиотеку. Этим знакомым
художником был художник-реставратор и искусствовед Борис Васильевич
Шевяков, научный сотрудник Новгородского исторического музея,
мемориальная доска которому в рамках проекта «Последний адрес»
совсем недавно была установлена на здании Никитского корпуса в
Новгородском кремле. По сфабрикованному делу, за причастность к
новгородскому филиалу контрреволюционной организации «Российское
студенческое христианское движение», Б.В. Шевяков вместе с 12-ю
новгородскими музейщиками в 1933 г. был осужден на 10 лет лагерей.
Расстрелян в 1937 г. Поскольку проживание в Ленинграде было
запрещено, художник с семьей переехал в Старую Руссу. Борису
Ивановичу Лебединскому присудили пять лет лагерей. Отбыв год на
страшных Соловках, он был условно-досрочно освобожден после
многочисленных ходатайств и прошений о помиловании (говорят, что не
обошлось без помощи Е.С. Пешковой, не раз в те годы вытаскивавшей
из тюрем деятелей культуры). Проживать в Ленинграде Лебединскому
строго воспрещалось, и художник с женой и дочерью выехал на
жительство в уже знакомую Старую Руссу. В Старой Руссе, при клубе
фанерного комбината, Лебединский создает изостудию для рабочих
комбината и их детей, со временем ставшую показательной, гордостью
Ленинградской области: с рисовальным классом, граверной мастерской,
фотолабораторией. Уже через несколько лет его студийцы с успехом
выставляли свои работы в Ленинграде и Москве. Среди хлопот и забот
о студии Борис Иванович находил время и для собственного
творчества. Из Старой Руссы он участвует в столичных выставках:
так, в 1941 году, в Государственной Третьяковской галерее участвует
небольшой работой маслом «Весна в Старой Руссе». Жизнь в
новгородских краях возвращает художника к теме древнего Новгорода.
Лебединский создает серию линогравюр: «Звонница Ярославова двора»,
«Башня Кокуй», «Ключевая башня», «Княжая башня», «Евфимьевская
башня», «Новгородские стены», «Южная стена Кремля». С началом
войны, уже под бомбежками, практически с последним эшелоном,
Лебединские эвакуировались в Горьковскую область. А в Старой Руссе
остались все работы художника, итог 30-летнего труда (закопанные
перед спешной эвакуацией офортный станок и 300 живописных и
графических работ оказались безвозвратно утраченными). В эвакуации
художник находит себе работу – учителем в сельской школе, избачом,
художником-оформителем. В Иркутск Борис Иванович вернулся только в
1944-м. И сразу с головой окунулся в работу. Он преподает в
художественном училище, работает художником Иркутского отделения
Художественного фонда СССР, активно участвует в послевоенных
областных, республиканских, всесоюзных выставках. Ярко Б.И.
Лебединский проявил себя и на общественном поприще – возглавлял
Иркутскую комиссию по охране памятников старины и искусства; в
течение трех созывов избирался депутатом Иркутского городского
Совета. В Иркутске творчество художника обрело необыкновенную
популярность и востребованность. Большими тиражами издаются его
альбомы графики и живописи – с видами старого и нового Иркутска,
природы Байкала. К слову, альбомы Лебединского о Байкале
способствовали возникновению в 1960-х годах в СССР общественного
движения в защиту уникального озера. За заслуги в развитии
советского искусства художник был удостоен звания Заслуженного
деятеля искусств РСФСР, награжден орденом Трудового Красного
Знамени. Умер 8 октября 1972 г в Иркутске. Похоронен на Лисихинском
кладбище. В знак признательности к масштабу его личности в истории
Иркутска на доме, в котором жил художник, установлена мемориальная
доска. Мастер живописного пейзажа. Родоначальник школы иркутской
графики, один из ярких представителей сибирского эстампа, автор
знаменитых графических и живописных серий по истории Иркутска и
природы Байкала. Виды старинного Иркутска, величественные пейзажи
Байкала и сибирской тайги словно оживают в яркой, чистой живописи и
филигранной графике Бориса Ивановича Лебединского, одного из
родоначальников художественной школы Восточной Сибири. Работы
находятся в Третьяковской галерее, Государственном музее
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном
Русском музее, Иркутском областном художественном музее и других
музеях.
Предоплата
Доставка Auction
Банковский перевод
Онлайн перевод (WebMoney, Яндекс.Деньги и др.)
Наличными при встрече
Доставка Auction
Почта России по городу: 150 руб. по стране: 150 руб.
Доставка Auction