• Все категории
  • Коллекционирование
  • Искусство и Антиквариат
  • Книги, Букинистика
  • Винтаж и Ретротехника
  • Мода и Красота
  • Музыка, Фильмы
  • Телефоны и Аксессуары
  • Электроника и Техника
  • Товары для дома и спорта
  • Все остальное
  • Пользователь
  • Завершенные лоты
Все категории
Также искать в описаниях лотов
"Монета Серебро" - поиск фразы
=Копейка - поиск точной формы
Монета -серебро - кроме серебряных
Монета ИЛИ Копейка - варианты

Чайная тройка Миргород 1896- 1910-е Русский стиль

Количество: 1
Цена “купить сейчас”
70 000 a
  • 2 дн. до конца ( 31 Янв Вс, 01:23:57)
  • Местоположение лота: Москва
  • Стоимость доставки оплачивает: Покупатель

Художественно- промышленная керамическая школа им. Н.В. Гоголя в Миргороде. Белье Розенталь. Деколь. Трещинка на малом блюдце 1,5 см (фото 7). Диаметр блюдца 15.2 см. Малое блюдце 10.6 см. Высота чашки 5.4 см. Редкость !

материалы из статьи Браиловского Георгия Эдуардовича, г. Киев, Украина
Статья опубликована в журнале "Среди колекционеров", №2(7), 2012г.

Есть в истории культуры каждого народа имена не столько незаслуженно забытые, сколько малоизвестные широкой публике. Полторы-две странички к столетнему юбилею, несколько упоминаний об учебном заведении в биографиях скульпторов и художников - выпускников: «закончил Миргородский керамический техникум в таком-то году» – вот и всё, чем может похвастаться одно из самых знаменитых училищ царской России – Миргородская художественно-промышленная школа имени Н. В. Гоголя (МХПШ). Ни один исследователь, занимающийся изучением керамики как одного из видов декоративно прикладного искусства России, не обходит своим вниманием работу этого учебного заведения, включая его в длинный перечень академических институций типа Строгановки, училища Штиглица или частных мастерских, таких как Абрамцево. Феномен изначально простой земской школы, завоевавшей сначала всероссийское признание, а чуть позже – и заслуженное международное, успех Школы имени Гоголя, как, в общем-то, рядовое учебное заведение в масштабах Российской Империи оставило столь заметный след в развитии российской культуры, став при этом частицей общемировой, несомненно заслуживает отдельного внимания.

Императорское русское техническое общество по итогам Международной учебно-промышленной выставки присудило Миргородской художественно-промышленной школе Золотую медаль за коллекцию художестенной и промышленной керамики 8 октября 1912г.

Комитет по устройству состоявшейся под августейшим покровительством Ея Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Маврикиевны Международной выставки керамических изделий постановил вручить Миргородской Художественно-промышленной Школе Золотую медаль.

Вручен Диплом от Министерства Финансов за участие вне конкурса в Международной строительно-художественной выставке в Санкт-Петербурге в 1908-м году
Исторически сложилось так, что в Полтавском крае все виды народного творчества были широко представлены и развивались, однако гончарство занимало среди них особое место. Обильные залежи красных глин, пригодных для создания керамики, большое количество мастерских, местные кадры и заботливо поддерживаемые кустарями традиции, знания, передаваемые от отца к сыну – всё это создавало фундамент для образования регионального центра по изучению и производству керамических изделий. При поддержке и по решению Полтавского губернского земства в Миргороде 1 ноября 1896 года была основа на художественно-промышленная школа им. Н. В. Гоголя.

Содержалось заведение на деньги губернского земства и Министерства финансов, позже – с помощью Министерства торговли и промышленности, учебный отдел которого осуществлял непосредственное руководство данным заведением. Целью создания школы, как писали в «Полтавских губернских ведомостях», была подготовка молодых кадров для развивающейся местной промышленности, скульпторов и художников, специализирующихся на производстве гончарных, терракотовых, майоликовых, фаянсовых и фарфоровых изделий, создании востребованной в то время архитектурной керамики, а также распространение технических и художественных знаний среди кустарей Полтавской губернии.

Первоначально организованная для решения задач губернского уровня, школа со временем приобрела всероссийскую и даже международную славу. Учебное заведение с самого начала принимало самое активное участие в выставках разного уровня, где демонстрировало технические новинки, работы учеников и представляло общественности саму систему преподавания в школе. Так, в 1900 году, спустя всего четыре года после своего открытия, на Международной художественно-промышленной выставке керамических изделий в Санкт-Петербурге выставочный комитет под покровительством Её Императорского Высочества Великой Княгини Елисаветы Маврикиевны наградил школу медалью за представленные образцы технической керамики, майоликовые изделия и разработанные при этом керамические краски. Главное управление землеустройства и земледелия по итогам участия во Всероссийской кустарной выставке 1907-1908 гг. отметило «гоголевский» коллектив малой серебряной медалью (за хорошую постановку дела и прекрасное качество глазури).

В том же 1908 году Министерство финансов наградило школу дипломом за участие вне конкурса в Международной строительно-художественной выставке, проходившей в С.-Петербурге. И, наконец, в 1912 году Императорское русское техническое общество, по представлению экспертной комиссии Международной учебно-промышленной выставки «Устройство и оборудование школы», проходившей в Санкт-Петербурге, наградило школу золотой медалью за коллекцию образцов строительной и художественной керамики.

Император Николай II лично покровительствовал Миргородской школе.

В 1908 году, находясь в Миргороде в связи с 200-летием Полтавской битвы, он посетил учебное заведение и, ознакомившись с постановкой дела, преподавательским составом и достигнутыми результатами, был приятно удивлён всем увиденным. Впоследствии им были присланы с Императорского фарфорового завода в качестве наглядного пособия копии фарфоровых скульптур, исполненных в бисквите. Они и поныне бережно хранятся в музее техникума. Тем самым Император Всероссийский признал и подчеркнул исключительные достижения Миргородского учреждения – ни в одну другую школу Российской Империи, созданную для сохранения местных гончарных промыслов, таких дорогих учебных пособий больше не присылали.
Причин столь невероятного всероссийского успеха было несколько. Прежде всего, это изначально правильно организованный учебный процесс и замечательный состав преподавателей. В школе преподавали общеобразовательные и специальные дисциплины: рисование, техническое рисование, черчение и гравирование, композицию, лепку и формовку изделий, читали курсы по истории искусства, декоративной скульптуре (преимущество отдавалось майолике и керамическим статуэткам). Всем ученикам на протяжении пяти лет бесплатно выдавали учебные пособия, принадлежности и бумага для рисования и черчения, акварельные краски, карандаши, тушь, стальные перья и т.д. Специально для уроков лепки и рисования в школьной оранжерее выращивались цветы и был заведен террариум. Таким образом, в школе готовили не простых копиистов, а самостоятельных художников, способных создавать собственные живописные и графические произведения. Кто знает, если бы сегодня ученикам выдавали бесплатно бумагу, краски и учебники, а в террариуме не замерзали от холода ящерицы – мы бы имели совсем другое состояние современного искусства…

Обучались в заведении как юноши, так и девушки, независимо от вероисповедания и имущественного положения, все – бесплатно. Ученики, которые проходили полный курс обучения (он составлял 5 лет) и успешно сдавали экзамены по общеобразовательным и художественным дисциплинам, получали на художественном отделении звание учёного рисовальщика, а на строительном – мастера по гончарному производству. Государство заботилось о своих лучших учениках: те из них, кто заканчивали оба отделения, имели льготы по части воинской обязанности.

В значительной мере творческому и профессиональному росту наиболее одарённых учеников способствовал личностно-ориентированный подход, применяемый к каждому из воспитанников. Менее способных переводили в разряд практикантов, и они не получали по окончании школы свидетельства об образовании, зато полученные знания они могли с успехом применить в деле. В школе изучались способы приготовления различных полив, нанесения их на изделия и обжиг; учили готовить массы, которые не давали цэка на поверхности, а также проводили эксперименты с тогдашним новшеством - кристаллическими глазурями. Со временем брались за изготовление металлизированных люстр. Ученики, которые демонстрировали соответствующие способности, также продолжали учиться с учётом их собственных предпочтений. Разделение по группам на специальности происходило после второго года обучения. Значительную роль в учебно-воспитательном процессе играла печная мастерская, в которой ученики применяли на практике теоретические знания, полученные на занятиях по строительству и технологии производства печей. Помимо обеспечения полным довольствием, лучшие ученики школы получали 30 стипендий (60 полустипендий) в размере 120 рублей. Лучшим подтверждением всероссийского значения и признания статуса школы служило назначение двух стипендий Дома Романовых по 120 руб., три - имени Николая Гоголя и две стипендии имени Петра Столыпина – тоже по 120 рублей.
Первым директором школы стал быв-ший владелец собственного предприятия С. И. Маслеников. Его завод с 1879 г. находился в д. Чернятке Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. С 1880 г. здесь производили майолику. В обзоре Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 г. в Москве отмечалось, что «произведения Масленикова по прочности массы, блеску поливы и свежести красок являются богатым приобретением для русского искусства». С. И. Маслеников набирал мастеров на месте, они проходили обучение рисованию и компоновке оригинальных декоров у самого Масленикова, скульптурную мастерскую возглавлял архитектор Н. В. Анненский. При заводе была создана художественно-промышленная школа, учениками которой были 40 человек.

В 1889 г. завод сгорел. Изделия с вдавленной в тесто маркой «С Масленикова» изредка попадаются на антикварном рынке и поражают любителей искусства своей фантазийностью: здесь и причудливый цветочный орнамент, силуэты диковинных птиц и рыб и общая атмосфера праздника и русской сказки, – такое не оставляет равнодушным никого. По сообщению Т. И. Дулькиной, среди заказных произведений завода известны: керамика для часовни на Никольской улице в Москве, коронационные кружки при восшествии на престол императора Александра III, выпускались также подносные «хлебосольные» блюда. В частном собрании хранится декоративная тарелка с цветными поливами и рельефным декором по борту, получившая название «Виноградная лоза» (д. – 22 см); в московской коллекции, среди изделий кузнецовских предприятий, обнаружено кашпо работы Масленикова с изображением сатиров.

После пожара на своём заводе Маслеников не смог возобновить его деятельность. Некоторое время он был у М. С. Кузнецова работником по найму, после чего с удовольствием принял предложение возглавить вновь создаваемую Миргородскую художественно-промышленную школу. Большой опыт производственной и педагогической деятельности позволил С. И. Масленикову успешно ею управлять. Таким образом, волей случая лишившись собственного дела, Маслеников на новом месте сумел заложить основы одного из лучших учебных заведений царской России.
По сообщению А. В. Селиванова, в 1900 г. в школе обучалось 157 учеников. Во время практики ученики не только использовали свои знания в профессиональном деле, но и выполняли работы, в первую очередь, по заказу местного земства, из бюджета которого школа получала свое финансирование. Так, для административного здания земства во время практических занятий было изготовлено 180 тысяч глиняных плиток, покрытых поливами зелёного и бирюзового цветов, хранящиеся ныне в вестибюле Полтавского краеведческого музея. Для Лубенского уездного земства было выполнено 13 фризов, 14 а для здания больницы – 21 декоративный фриз.

Сохранились воспоминания скульптора И. С. Ефимова о постановке дела в Миргородской школе, опубликованные в сборнике «Художники об искусстве керамики»: «…Первую майолику я сделал, кажется, в 1902 году в Миргородской керамической школе, блестяще поставленной С. И. Маслениковым, к которому я и ездил. В этой школе в сказочно – удобных условиях я сделал голову льва анфас, на фоне подглазурного кобальта, сантиметров в сорок. Она осталась в семье Масленикова. Потом ряд майолик сделал в Абрамцево».

Получение заказов за пределами Полтавского земства связано, прежде всего, с именем петербургского епархиального архитектора; ныне незаслуженно забытого, Николая Никитича Никонова (1849-1918). И здесь тоже сыграл свою роль случай.
Посещение Никоновым Полтавы было связано с осмотром церкви на поле знаменитой баталии петровского времени и памятника на Шведской могиле с целью приведения в надлежащий вид. В дальнейшем он будет неоднократно бывать в тех местах, выполнит проект памятника на могиле воинов, павших в Полтавской битве (1894 г.), а также проект иконостаса для Сампсониевской церкви на поле Полтавской битвы (1895-1896 гг.) и др. Судя по времени визитов, во время этих поездок завязались тесные творческие и деловые контакты с директором школы Маслениковым, знакомство с творческими достижениями и производственной базой Миргородской школы. Достижения как раз оказались неслучайными и между Маслениковым и Никоновым установились тесные творческие отношения, результатом которых стали шедевры, несомненно, мировой культуры.

Тип сделки:

Предоплата

Доставка Auction

Способы оплаты:

По договоренности

Банковский перевод

Наличными при встрече

Доставка Auction

Доставка:

Почта России по городу: 400 руб. по стране: 400 руб.

Личная встреча

Самовывоз

Доставка Auction

просмотры : 0