РАСПРОДАЖА БАБУШКИНОЙ
КОЛЛЕКЦИИ
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ
АНТИКВАРНАЯ ВАЗА РУЧНОЙ
РАБОТЫ
ДЕРЕВО, ЛАК - УНИКАЛЬНАЯ АВТОРСКАЯ
ЖИВОПИСЬ
АВТОР ЧАН ВАН
КАН
ПОДАРЕНА НА ВЫСТАВКЕ,
ПОСВЯЩЕННОЙ ВЬЕТНАМО-СОВЕТСКОЙ ДРУЖБЕ,
В 1958 ГОДУ В
МОСКВЕ
ПОХОЖИЕ ВАЗЫ ЕСТЬ В
МУЗЕЕ ВОСТОКА
СОСТОЯНИЕ - ИДЕАЛЬНОЕ -
КОЛЛЕКЦИОННОЕ, ХРАНИЛАСЬ ОЧЕНЬ
БЕРЕЖНО
ЛАКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
ВЬЕТНАМА
В течение многих
веков вьетнамцы добывали сок лакового дерева, в изобилии растущего
в их стране, и использовали его в качестве связующего и кроющего
материала, водонепроницаемого и очень прочного. Древние изделия
декоративного искусства нередко покрывали блестящим лаковым слоем
черного, красного или коричневого цвета. И в наши дни вьетнамские
мастера любят искусство лаковых росписей. На отполированной
лаковой поверхности при помощи позолоты, серебряного порошка,
инкрустации перламутром и гравированного рисунка они создают
всевозможные декоративные композиции. Роспись и гравирование
лаковых ширм, экранов, подносов, футляров для альбомов, шкатулок и
прочих изделий и послужили основой нового вида искусства —
станковой живописи лаковыми красками.
Как и для большинства
восточных стран, XX век стал для Вьетнама началом новой эры. В
ответ на разрушительное наступление колониализма возникли
революционные силы, направившие в итоге многолетней борьбы развитие
страны по новому руслу.
Первые шаги в области
становления современной культуры были ознаменованы переосмыслением
национальных традиций, которое началось еще в стенах Высшей школы
изящных искусств, открывшейся в Ханое в 1925 году. В этой школе
помимо европейской системы искусства преподавались и основы
национальных художественных ремесел. Прогрессивное руководство
школы пригласило старых народных мастеров, у которых будущие
художники могли поучиться технике традиционных видов искусства.
Знакомство с европейской системой живописи и скульптуры
сопровождалось экспериментированием в разных областях народного
искусства. Первые творческие находки были сделаны в традиционной
технике письма на шелке водяными красками.
Успехи лаковой
живописи на досках были менее заметны. О своеобразии современного
почерка вьетнамских мастеров лаковой живописи в Европе заговорили
лишь после того, как на Всемирной выставке 1931 года в Париже в
отделе искусства были выставлены картины учащихся и выпускников
Высшей школы изящных искусств Индокитая. Но сами вьетнамские
историки искусства считают , что мечта
художников о создании станковой лаковой живописи начала
осуществляться только после Августовской революции 1945 года.
Художники, посвятившие себя служению родине и народу, отразили в
своем творчестве новую социалистическую действительность. С еще
большим энтузиазмом, чем раньше, они стали искать новые формы
искусства, которые помогли бы им создать яркие, подлинно
национальные реалистические произведения.
Недаром даже в суровые военные годы, годы партизанской борьбы вьетнамские
живописцы упорно трудились над созданием новых лаковых
красок.
Художникам удалось
справиться с резким потемнением лака и его губительным воздействием
на красители. Берлинская лазурь и прусская синяя дали первые синие
оттенки, а в сочетани с золотым порошком или желтым красителем,
добываемым из цветка гардении,— зеленые оттенки. Для высветления
отдельных красок научились использовать титановые белила. В
дальнейшем, комбинируя красители, стали получать различные оттенки
и полутона — фиолетово-красные, сиреневые, розовые, алые, зеленые.
Благодаря инкрустации перламутром и яичной скорлупой обогатилась
фактура белых переливчатых тонов, а покрытие их прозрачным цветным
лаком (получаемым с помощью канифоли) создавало дополнительную
декоративную игру красок. Так палитра лаковой живописи приобрела
многоцветность.
Тем не менее и до сих
пор в технологии лаковой живописи существует немало трудностей.
Работа с лаковыми красками требует большой быстроты (лаки сохнут,
затвердевают и темнеют) и в то же время кропотливости (картина
пишется и обрабатывается по частям). При смешивании с лаками и
высыхании краски порой меняют свой цвет. Много мастерства и
терпения требует правильная шлифовка и полировка картины. Все это
связывает живописную свободу художника, но зато позволяет
использовать такие замечательные свойства лаковых красок, как их
густоту, интенсивность и блеск, а также новые качества —
прозрачность, матовую пастозность, нежность
оттенков.
Художники-живописцы,
учившиеся в Высшей школе изящных искусств в двадцатые годы, еще
тогда пытались перевести технику национальных лаковых росписей на
язык современной станковой живописи. Это была очень трудная, хотя и
заманчивая задача, многим казавшаяся невыполнимой из-за большой
технической сложности.
В числе первых
экспериментаторов, работавших с лаковыми красками, был Чан Ван Кан,
ныне известный художник как масляной, так и лаковой живописи. Его
ранние картины, исполненные лаковыми красками, имели успех на
Ханойской выставке 1935 года. В них впервые золотой и серебряный
порошок был активно использован для введения в картину
золотисто-желтых и серебристо-белых тонов и оттенков. В 1937 году
лаковые картины Вьетнама (в том числе работы Чан Ван Кана) были
представлены на Всемирной выставке в Париже.
Будучи большим
мастером европейской техники масляной живописи, Чан Ван Кан в своих
лаковых работах проявил себя как художник глубоко национальный. На
выставке 1958 года в Ханое (экспонаты выставки были показаны в том
же году в Москве на Международной выставке изобразительного
искусства социалистических стран), где лаковая живопись впервые
заявила о себе как новый сформировавшийся вид искусства, работы
Чан Ван Кана выделялись оригинальным решением — композиционным и
колористическим. Например, в картине «Орошение полей» высоко
поднятый горизонт создает некоторую распластанность и даже
оптическую вогнутость пространства. Художник расположил
человеческие фигуры так, что при массовости сцены каждая из них
является звеном в общей цепи ритмического действия. Совместные
крестьянские работы по орошению полей похожи на картине на
ритуальный танец, где каждый жест выразителен и осмыслен. Характер
обрисовки фигур напоминает приемы народного лубка, однако это всего
лишь сознательная стилизация. В другом месте картины изображение
на фоне черной водной глади
золотого бамбука и белой цапли оказывается стилизацией под
традиционную декоративную лаковую роспись. Таким образом, в этой
картине Чан Ван Кан синтезирует совершенно разные декоративные
приемы, органично соединяя их в одно целое фактурным единством
материала — черного лака, позолоты, яичной
скорлупы.
В своем рождении и
развитии лаковая роспись естественно связана со многими приемами и
образами декоративного народного искусства. Иногда это проявляется
в сознательной стилизации, как например, в картине Чан Ван Кана
«Орошение полей», но чаще сами естественные свойства лаковых
красок диктуют подчеркнутую декоративность.
Яркой и броской
декоративностью обладает красный лак. Изделия, покрытые таким
лаком, особенно с добавлением золотого и серебряного порошка,
праздничны и торжественны.
Обычно на красном фоне пишутся пейзажные композиции. Прекрасное
сочетание образуют этот фон и изображение природы Вьетнама с ее
бурыми землями, яркой растительностью и
пурпурными закатами. Густое
вечернее зарево, отражающееся в водной глади, силуэты скал или гнущийся
под ветром бамбук у легкого изогнутого
мостика — это
почти эмблема вьетнамской страны в ее декоративно-романтическом ореоле. Никакая другая техника живописи не могла бы передать столь лаконично
и интенсивно чарующую роскошь пышно и торжественно цветущей
природы.
С применением
традиционного красного лака пишутся и деревенские пейзажи. В них
жанровость бытовых зарисовок сочетается с условностью гладкого
блестящего фона и лубочной нарядностью золотых плодов и листвы
деревьев.
Пейзажные и жанровые
декоративные композиции не могли бы составить самостоятельного
вида станковой живописи, если бы вьетнамские
художники не расширили живописные возможности лаковых красок.
Сохранив природную
декоративность лаков, они придали им пастозность, а иногда —
прозрачность. Вместо гладкого фона появилось красочное
пространство, а кроющая позолота ушла как бы внутрь картины,
выбиваясь наружу ярким солнечным светом или внутренним свечением
отдельных поверхностей. Матовая пастозность одних лаковых красок в
сочетании с прозрачностью других создали удивительно богатую
колористическую и фактурную гамму лаковой
живописи.
Последовательный
реалист и тонкий лирик Фан Кэ Ан строит свою картину «Воспоминания
об одном вечере в северо-западном Вьетнаме» (1955) на контрастном
сочетании полупрозрачных сине-зеленых тонов со светло-желтой
кроющей позолотой.
Эта картина
значительна по замыслу и романтична по исполнению. На фоне залитых
вечерним солнцем гор четко выделяется цепочка солдат в синей
форме, спускающихся с перевала в низину горного ущелья. Они идут
лицом к солнцу, ловя его последние лучи перед тем, как уйти в
темноту ночи. Три основных цвета — желтый, синий, зеленый (не
считая небольшого количества черного лака) — передают богатство
эмоционального замысла художника благодаря особой игре фактур и
разной глубине отраженного цвета. Золото неба и освещенных солнцем
склонов гор, чистая синь далекой горной гряды, как будто
высвеченная изнутри зелень затененных склонов (под прозрачным
зеленым лаком лежит перламутр) и чернота земли на переднем плане
составляют палитру этой изумрудно-золотой
картины.
Несмотря на яркий
свет сияющей позолоты, картина спокойна и элегична. Своей
композиционной и цветовой обобщенностью она как бы отделена от
настоящего и перенесена в область воспоминаний и размышлений.
Условный лаконизм колорита не помешал художнику сделать картину
полной значения и непосредственного чувства.
Если индивидуальный
почерк Фан Кэ Ана выявляет колористические тонкости прозрачных, как
бы изнутри мерцающих, переливающихся красок, то Ае Куок Аок больше
увлечен таинственным свечением золота или серебра. Жизнь света и
тени, передаваемая в мерцании золота и серебра,
обладает для
художника ключевым смыслом, неразрывно связанным с тематическим
содержанием картины.
Наиболее органично
золотое свечение темной лаковой поверхности проявило себя в
композиции Ле Куок Лока «Через знакомое село» (картина была
показана в Москве на международной выставке изобразительного
искусства социалистических стран в 1958 году). Иллюзия лунного
света передана в мерцающих золотых силуэтах бамбуковых зарослей,
крестьянского островерхого домика на сваях, группы партизан в
маскировочных костюмах, женщины и девочки, ласково приветствующих
одного из бойцов. Картина едина по замыслу и исполнению. Ее
декоративность оправдана сюжетом: действие происходит в лунную
ночь.
Ле Куок Лок — один из
сильнейших мастеров лаковой живописи. Его творческие искания
основаны на прекрасном владении традиционной техникой декоративных
росписей лаками, что особенно чувствуется в его пейзажах типа
«Хижины на сваях» или «Морской простор» (Государственный музей
искусства народов Востока, Москва). Во всех своих композициях Ае
Куок Лок стремится усовершенствовать тот или иной декоративный
прием (позолоченные контуры в «Хижинах на сваях» или просвечивание
одного цвета через другой в «Морском просторе»), сделать его
эмоционально выразительным средством передачи заложенной в картине
идеи. Типично традиционен пейзаж «Весна» (1955, ГМИНВ),
выполненный красными и коричневыми лаками с позолотой и
добавлением небольшого количества синего, зеленого, фиолетового и
оранжевого лака. Ле Куок Лок воспевает здесь ликование юности,
пробуждение и раннее цветение природы, тонкую поэзию деревенской
жизни. Благодаря таланту художника традиционный
изобразительно-декоративный мотив с горами
и хижинами наполняется глубокой лиричностью станкового пейзажа.
Интересный результат
творческих поисков показал художник Нгуен Хием. В его картине
«Ночной поход» (также экспонировалась в Москве в 1958 году)
ощущение предрассветной мглы создается холодной сине-зеленой
гаммой, кое-где разбавленной белилами. Картина полна
таинственности и романтичности. Многообразные оттенки серого и
голубого лака передают неверный свет предутреннего часа. Неясные
силуэты деревьев, изогнутые перила мостика и его отражение в воде,
лодка, почти слившаяся с берегом, серые тени на голубой воде — все
полно зыбкости и тишины. Фигуры партизан с винтовками, домик на
берегу с горящим в нем огоньксм, собака, молча встречающая людей,
придают общему настроению сюжетную определенность: партизаны
возвращаются в свою деревню из очередного боевого
похода.
Картины Ле Куок Лока
«Через знакомое село» и Нгуен Хиема «Ночной поход» посвящены одной
и той же теме и обе одинаково романтичны. Романтизм этот питается
общими воспоминаниями и настроениями художников. Однако
возможности лаковой техники проявили себя здесь по-разному. Темный
лаковый фон и яркая мерцающая позолота Ле Куок Лока откровенно
декоративны, хотя и не выходят за рамки станковой картины. Нгуен
Хием работает как будто в технике масляной живописи, но никогда
масляная живопись, за исключением разве лессировочной техники, не
дала бы такой глубинной прозрачности темной холодной гаммы, какую
дает новая техника «шлифованного» лака.
Найти правильную,
органичную для лаковой техники меру декоративности — одна из
важнейших задач в становлении этого своеобразного вида станковой
живописи.
Современная техника
лаковой живописи дает довольно широкий диапазон трактовки
художественного образа. После найденной возможности смешивать
канифольный лак с химическими красителями колорит лаковых картин
стал разнообразнее, хотя качество таких лаковых красок и уступает
традиционному материалу.
Инкрустация, как
правило, вводится в картину очень сдержанно. Там же, где ее
достаточно много, пластическое решение приобретает подчеркнуто
декоративный характер, как например, в картине Нгуен Ким Донга
«Керамическое ремесло» (1958), изображающей двух гончаров за
работой. Чередование широких плоскостей инкрустации яичной
скорлупой (белая стена печи и белая одежда гончаров) с простейшими
цветными силуэтами делает композицию настолько обобщенной, что
картина смотрится почти как мозаика или рельеф.
Характеристика
вьетнамской лаковой живописи была бы неполной без упоминания
укоренившейся техники резного, или гравированного, лака. Эта
техника была особенно популярна в конце двадцатых — начале
тридцатых годов. В ней создавались панно, ширмы и самостоятельные
композиции, большей частью жанрового или декоративного характера. И
теперь жанровые или декоративно-панорамные лаковые картины
выполняются в технике резного лака. При этом на черном (реже
—красном) фоне лакового покрытия вырезается рисунок (до самого
грунта), который заполняется различными красителями. Так, на
картине Гуйнь Ван Тхуана «Село Винь-мок» точно выгравированный
рисунок, подцвеченный нежными светлыми тонами, создает резкий
контраст с блестящим и гладким черным фоном. Декоративная четкость
рисунка отлично выявляет подробности жанрового повествования, а
композиция картины с высоко поднятым горизонтом позволяет
развернуть целую панораму жизни рыбацкого
поселка.
Картина Зоан Туака
«Художественная школа» похожа скорее на гравюру, использующую
принципы повествовательного лубка. При композиционном^ сходстве с
гравюрой и лубком картина обладает своей художественной
неповторимостью, заключенной в ощущении фактурного богатства и
красоты самого материала живописи, в его особой обработке,
напоминающей шлифовку и огранку драгоценного
камня.
Картины резного лака,
связанные в своей технике с традиционными деревянными панно и
ширмами, наиболее близко смыкаются с Прикладным
искусством.
В самых лучших и
оригинальных произведениях лаковой живописи легко увидеть оба
подхода к художественной опенке мира —и декоративный, и станковый,
— причем гз таком соотношении, когда основной и естественный для
лаковой техники уклон в сторону декоративности
способствует наиболее поэтическому, эмоционально приподнятому раскрытию
сюжета картины. Естественно, что в такой живописи красота видимого
мира будет торжествовать в любом сюжете и жанре, при любом повороте
темы.
Картина Фан Кэ Ана
«Воспоминания об одном вечере в северо-западном Вьетнаме»
посвящена трудным дням войны Сопротивления, с ее партизанским бытом
и тяжелыми военными походами. Тема раскрыта через призму
воспоминаний, воплотившихся в эпические образы. Эти образы чисты и
возвышенны. И горный перевал на закате солнца, и фигуры людей на
гребне, разграничивающем свет и мрак, и борьба тепла и холода в
красках — все выразительные средства станковой картины усугубляют и
подчеркивают высокую романтичность эстетического переживания. И
все-таки картина не была бы такой захватывающе эмоциональной, если
бы сами краски не увлекали зрителя к мечте и
романтике.
Естественную
декоративность реалистически трактованного пейзажа подтверждает
картина Хоанг Тик Тю «Бригада взаимопомощи за посадкой риса»
(1958). Горная долина с виднеющейся вдали деревней изображена
художником в обычной для станковой живописи перспективе. На
переднем плане женщины высаживают в воду ростки риса. Картина
наполнена непосредственным ощущением жаркого летнего дня, тишины
полей, неторопливого ритма будничной деревенской работы. Для
передачи чувства покоя и тишины художнику понадобились и матовая
белизна женских одежд (инкрустация яичной скорлупой), и
светоносность золотисто-желтого тона лиственных крон бамбука, и
легкий, как бы бегущий свет солнца на горных полянах, и, наконец,
натуральный блеск полированного лака в изображении воды на -рисовых
полях.
Использование разных
фактурных качеств материала лаковой живописи позволяет художнику
создать дополнительные художественные нюансы, которые придают
картине то или иное общее настроение — грусти, покоя, радости,
тревоги, воодушевления... Именно это дополнительное «фактурное»
художественное мышление и составляет особое богатство вьетнамской
лаковой живописи.
Повышенная
декоративность материала, который недаром играет такую большую
роль во всем традиционном прикладном искусстве Вьетнама, рождает и
повышенную эмоциональность художественного строя вьетнамской
лаковой живописи. Романтическое или элегическое отношение к миру
характерно для большинства произведений ее мастеров. Трудно
сказать, излюбленная ли техника лаковой живописи подсказала такую
интерпретацию действительности или сами свойства души и характера
вьетнамского народа породили столь необыкновенное искусство.
Вьетнамская лаковая
живопись прошла путь от декоративных росписей до станковых
тематических композиций. Ей стали доступны все жанры и все сюжеты
масляной живописи. Морской пейзаж, изображение военного похода в
джунглях, картина угольных разработок, деревенская сцена,
изображение сталеплавильного цеха или свинофермы, даже натюрморт и
портрет — распространенные мотивы и жанры.
Повышенная
декоративность фактуры лаковых красок, допускающая инкрустацию
другими материалами, придает этой живописи особую выразительность.
Вдохновение творца здесь зиждется на его любви к фактуре
обрабатываемого материала, в котором воплощается воображаемый
художником мир человека и мир природы.
Живопись, которая сформировалась
в суровые годы войны, отражая всенародную мечту о счастье и мире,
живет и развивается в сегодняшнем социалистическом Вьетнаме как
эстетическое выражение высокого человеческого
духа.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. В е й м а р н Б. В. У художников
Вьетнама. «Творчество», 1957,
№ 2.
2. К у а ь
м е н к
о Л. Произведения вьетнамских художников в Москве.—
«Искусство», 1971, № 9.
3. Л е Т х
а н ь Д ы к. Вьетнамский лак. —«Искусство», 1960,
№ 5.
4. Мун Со Нэй. Вьетнамские лаки.—
«Творчество», 1959, №
7.
5. М у р и
а
н И. Ф. Заметки о вьетнамской и корейской живописи. «Художник».
1959. № 6.
6. М у р и
а и И. Ф. О жизни народной.—
«Творчество», 1975, № 11.
7. Тюляев
С. И. Искусство вьетнамского народа.—
«Искусство», 1957,
№ 2.
8. Ф а
и К э Аи.
Лаки Вьетнама.- «Декоративное
искусство», 1959, № 4.
9. Шмелева
Г. В. Лаковая живопись Вьетнама.—
«Искусство», 1967,
№ 1.
10. Шмелева Г. В. Изобразительное искусство демократического Вьетнама за
25 лет.—
«Искусстве», 1970, № 9.
11. Шмелева Г. В. Станковая лаковая живопись Демократической Республики
Вьетнам. М, 1970,
12. Нгуен Фи Хоань. Очерк
о вьетнамском искусстве. Ханой, 1970 (на
вьетнамском языке).
Вьетнамские лакированные изделия имеет историю около двух тысяч
лет. В провинции Фу Тхо, в Северном Вьетнаме, смолы собирают из
Рхус Суццеданеа. Дерево превращается в естественный лак, который
затем применяется к живописи и изобразительного искусства.
Традиционный процесс лак, как это практикуется во Вьетнаме,
является сложным и требует от 75 до 115 дней для завершения каждой
части. Есть много шагов для производства лака. Любые недостатки в
лесу сначала запечатанном лаком. древесина покрывается хлопка марлю
и покрыты густой смеси из опилок, аллювиальных почв, мелкого помола
рок, и лак. После высыхания она шлифуется под водой. Затем он
окрашен смесь аллювиальные почвы и лака и мокрый отшлифовать.
покрытия и шлифования процесс повторяется по крайней мере еще два
раза. На данный момент работа применяется к части вручную,
используя любые комбинации красок, раковины, перламутр, яичной
скорлупы, и другие материалы. Площадь поверхности кусок без работ
окрашены с твердым лаком, в то время как области с дизайном покрыты
специальным прозрачным лаком. Работа затем полностью покрыты по
крайней мере еще два раза с прозрачным лаком. Наконец,
полированной воском.
Лаковая элементы были найдены в древних гробницах во Вьетнаме.
Знакомства еще в третьем и четвертом веке до нашей эры На
протяжении веков, вьетнамских мастеров и художников освоили методы
использования лака для целей оформления и сохранения. Лак
традиционно поставляется в трех цветах: коричневый, черный и
киноварью. К 1930-е годы, художники начали использовать новую
технику, известную как рубка, которая дает богаче сочетание цветов
и добавил смысле размера и расстояния. Лак картины стал вьетнамской
кухни. Каждая картина имеет уникальный характер.
|