Улан-Удэ́нский локомотивовагоноремо́нтный
заво́д — филиал ОАО «Желдорреммаш», завод, расположенный в Улан-Удэ
(Бурятия), ремонтирующий для нужд железных дорог тепловозы,
электровозы, вагоны, а также узлы и агрегаты тягового подвижного
состава.
В июле 1932 года началось строительство Верхнеудинского
паровозовагоноремонтного завода.
23 августа был заложен фундамент первого цеха —
ремонтно-механического.
1 июня 1934 года на заводе был отремонтирован первый паровоз —
Ел-0524.
Вместе с заводом были построены водозаборные сооружения, что стало
началом развития водопроводной системы города Улан-Удэ
В 1934 году в связи со сменой названия города, завод
переименовывается в Улан-Удэнский паровозоремонтный (УУПРЗ).
В 1936 году начала работать заводская ТЭЦ (ТЭЦ-1).
В 1941 году на завод была эвакуирована часть производственной базы
и недостроенные локомотивы паровозных отделов Ворошиловоградского и
Харьковского паровозостроительных заводов.
С 1943 года, УУПРЗ, помимо выполнения военных заказов, ремонта и
достройки паровозов, приступил к подготовке серийного производства
грузовых паровозов средней мощности серии СО «Серго
Орджоникидзе».
Завод неоднократно менял название. В 1945—1948 годах именовался
паровозостроительным, затем до 1962 года вновь
паровозовагоноремонтным.
С 1962 года — Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод. С
конца 1990-х годов входит в состав Восточно-Сибирской железной
дороги.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1948 года завод
был награждён орденом Ленина[4].
18 июня 1949 года на заводе был построен опытный сверхмощный
паровоз УУ. В 1962 году на заводе начали ремонтировать электровозы.
В конце 1962 года был отремонтирован последний паровоз ЛВ №0113
Целиноград-Казахской железной дороги.
За свою историю завод ремонтировал паровозы серии СОк, тепловозы
ТЭ1, ТЭ3, ТЭМ2, электровозы ВЛ8, ВЛ60, ВЛ80. Также на предприятии
было построено около 600 паровозов различных серий.
На ЛВРЗ производится ремонт цельнометаллических пассажирских
вагонов в объёмах КР-1, КР-2, КВР, КР-2М.