Собор
Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (разговорное
название Собор Василия Блаженного) — православный храм,
расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный
памятник русской архитектуры.
До XVII века обычно
назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был
посвящён Святой Троице. Был также известен как «иерусалимский», что
связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся
в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с
«шествием на осляти» Патриарха.
В настоящее время
Покровский собор - филиал Государственного исторического музея.
Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в
России. Покровский собор — одна из самых известных
достопримечательностей России. Для многих он является символом
Москвы и России. К собору в 1931 году передвинули бронзовый
памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который стоит на
Красной площади с 1818 года.
Собор был построен в
1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани
и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день
Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года.
Существует несколько версий
о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный
псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой,
широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора,
оба участвовавших в строительстве; эта версия ныне устарела. По
третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским
мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная
часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый
стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и
европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и
не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
Согласно легенде, зодчие
собора (Барма и Постник) были ослеплены по приказу Ивана Грозного,
чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если
автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён,
поскольку в течение нескольких лет после строительства собора
участвовал в создании Казанского кремля.
Сам храм символизирует
собой Небесный Иерусалим, однако значение цветовой раскраски
куполов и по сей день остается неразгаданной загадкой. Ещё в
прошлом столетии писатель Чаев предположил, что цвет куполов храма
можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого
(Константинопольского) — святого подвижника, с которым, по
церковному Преданию, и связан праздник Покрова Божией Матери. Ему
привиделся Небесный Иерусалим, и там «были сады многие, в них древа
высокие, колеблющиеся своими вершинками… Одни из деревьев цвели,
другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды
различные несказанной красоты».
В 1588 году к храму была
пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в
северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В
архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный
храм с отдельным входом. В конце XVI века появились фигурные
главы собора — взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время
очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем
облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние
церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над
белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были
расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683
году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах,
которыми украсили фасад собора.
Как указывал П. В. Хавский,
в книге 1722 года в храме значилось 18 церквей (престолов):
Живоначальной Троицы, Входа в Иерусалим, Параскевы-Пятницы, Николы
Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Варлаама
Хутынского, Апостола Андроника, Киприана и Иустинии, Григория
Армянского, Ризположения Богородицы (с мощами Иоанна Блаженного),
Василия Великого, Девы Феодосии, Александра Свирского, Сергия
Радонежского, Марии Египетской, Богоявления, Всех Святых и Трёх
Патриархов.
В 1817 году архитектор Осип
Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма
камнем и установил чугунную ограду (вначале вдоль Москворецкой
улицы; в 1834 году, после прокладки Масляного переулка — с южной
стороны храма). В 1880 году храм приобрёл усадьбу на Пятницкой
улице. Вплоть до 1918 года там жил настоятель храма отец Иоанн
(Восторгов). После революции он был расстрелян, в 2000 году
причислен к лику святых Русской православной церкви.
Пожары, бывшие частыми в
деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже
с конца XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении
более чем четырёхвековой истории памятника подобные работы
неизбежно изменяли его облик в соответствии с эстетическими
идеалами каждого века. В документах собора за 1737 г. впервые
упоминается имя архитектора Ивана Мичурина, под руководством
которого проводились работы по восстановлению архитектуры и
интерьеров собора после так называемого «Троицкого» пожара 1737
года. Следующие комплексные ремонтные работы были осуществлены в
соборе по повелению Екатерины II в 1784 — 1786 годах. Руководил
реставрацией архитектор Иван Яковлев. В 1900-е — 1912 годах
реставрацию Храма осуществил архитектор С. У. Соловьёв. В 1920-е
годы ремонтно-реставрационные работы в храме проводили архитекторы
Н. С. Курдюков и А. А. Желябужский.
В 1918 году Покровский
собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под
государственную охрану, как памятник национального и мирового
значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым
смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов.
В послереволюционные годы
собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала
крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег.
Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал порядок в соборе. В 1923
году было принято решение о создании в соборе
историко-архитектурного музея. Его первым заведующим стал научный
сотрудник Исторического музея Е. И. Силин. 21 мая музей открыли для
посетителей. Началось активное комплектование фондов. В 1928
году музей «Покровский собор» стал филиалом Государственного
исторического музея.
Несмотря на постоянные
реставрационные работы, которые ведутся в соборе уже почти
столетие, музей всегда открыт для посетителей. Он закрывался только
один раз — во время Великой Отечественной войны. В 1929 году в
храме были запрещены богослужения, и были сняты колокола. Согласно
свидетельствам реставратора П. Д. Барановского, в середине 1930-х
гг. храму угрожал снос, однако он избежал разрушения. Сразу же
после войны приступили к систематическим работам по восстановлению
собора, и 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия
Москвы, музей вновь открылся.
Собор приобрёл широкую
известность не только в России, но и далеко за её пределами. С 1991
года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и
Русской Православной церкви. Богослужения совершаются регулярно в
воскресные дни и на второй день Светлой Седмицы (Пасхи)
священниками Патриаршего подворья храмов в Зарядье и Китай-городе.
(По материалам Википедии)