«Тайная вечеря» — картина
русского художника Николая Ге (1831—1894), оконченная в 1863 году.
Она является частью собрания Государственного Русского музея в
Санкт-Петербурге (инв. Ж-4141). Размер картины — 283 × 382 см.
Николай Ге работал над этим полотном в 1861—1863 годах в Италии, во
Флоренции, во время его пенсионерской поездки за границу. После
того как Ге привёз картину в Петербург, она экспонировалась на
Академической выставке 1863 года. Совет Академии художеств высоко
оценил мастерство художника, проявленное им при написании этой
картины, и присвоил ему звание профессора исторической живописи, а
само полотно было приобретено императором Александром II для музея
Академии художеств. На картине изображена тайная вечеря — описанная
в Новом Завете последняя трапеза Иисуса Христа с его двенадцатью
учениками-апостолами, во время которой он предсказал, что один из
них — Иуда Искариот — предаст его. Картина пользовалась большим
успехом, её много обсуждали, но мнения критиков разделились: одни
одобряли новаторскую трактовку евангельского сюжета, а другие
считали, что образы Христа и апостолов слишком далеки от
традиционного понимания, и они написаны недостаточно убедительно.
Николай Ге создал по крайней мере два уменьшенных авторских
повторения картины, одно из которых принадлежит коллекции
Государственной Третьяковской галереи, а другое находится в
Саратовском государственном художественном музее имени А. Н.
Радищева. В качестве пенсионера Императорской Академии художеств
(ИАХ) Николай Ге в 1857 году вместе со своей женой Анной Петровной
уехал в Италию. С августа 1857 года они жили в Риме, где у них
родились двое сыновей — Николай (30 сентября 1857 года) и Пётр (21
августа 1859 года). В 1860 году они переехали во Флоренцию. Там же
в августе 1861 года Ге приступил к работе над картиной «Тайная
вечеря». К этой теме, сюжет которой привлёк его «присутствием
драмы», Ге пришёл в результате перечитывания Евангелия, а также
изучения книги Давида Фридриха Штрауса «Жизнь Иисуса». Сам художник
писал: "Приехав из Рима во Флоренцию, я <…> читал сочинения
Штрауса и стал понимать Св. Писание в современном смысле, с точки
зрения искусства". Из-за работы над новой картиной художнику
пришлось пересмотреть свои планы, о которых он ранее
проинформировал Академию художеств. 16 февраля 1862 года Николай Ге
сообщил Совету ИАХ, что он «оставил работу над картиной „Разрушение
Иерусалимского Храма Титом“ и вышлет новую картину „Тайная
вечеря“». По мере работы над «Тайной вечерей» Николай Ге несколько
раз переделывал её композицию. Об этом, в частности,
свидетельствуют воспоминания художницы Екатерины Юнге, которая жила
во Флоренции зимой 1861/1862 годов и навещала мастерскую Ге. С
точки зрения общепринятой иконографии первоначальная композиция
картины была более традиционной, чем в её окончательном варианте: в
частности, стол был параллелен краю полотна, а апостолы были
расположены вокруг стола правильным полукольцом. Юнге так описывала
эту версию полотна: «Положение Христа на прежней картине было то
же, что и теперь, но выражение лица было мягче; Иоанн сидел на
ложе, так что Христа было менее видно; Пётр также сидел, яркого
пятна на скатерти не было. Иуда стоял почти в профиль, гордо
закинув плащ за левое плечо, и рисовался не таким тёмным пятном,
как теперь, а был написан в сероватых полутонах <…> и в позе,
и в драпировках носил отпечаток академизма, походил более на
оскорблённого патриция или гидальго, чем на еврейского
простолюдина. Фигура эта не согласовывалась с общим характером
картины.» После этого Ге дважды переписывал картину. Возможно,
промежуточному варианту соответствует эскиз, который в настоящее
время находится в Днепропетровском художественном музее (1862,
бумага, тушь, перо, 10,5 × 14,5 см, инв. Г-746). Художник Александр
Куренной в своих воспоминаниях приводил рассказ Ге о том, как
появился окончательный вариант картины: «Когда я писал «Тайную
вечерю», то ночью ходил со свечой смотреть картину. Всю группу
«Тайной вечери» с углом комнаты я вылепил из глины. <…>
Как-то ночью пришёл смотреть картину и поставил свечу в другом
месте и смотрю, что такое освещение на скульптурной «Тайной вечери»
лучше того, что я написал. Вся группа была дана в ином повороте, и
Иуда стоял посередине картины. Я тотчас взял мел, нарисовал на
холсте и начал писать по совершенно оконченной картине и до
выставки оставалось всего 3 недели. Первая картина была написана
тщательно и законченно, а эту писал быстро и свободно…». Николай Ге
привёз окончательный вариант «Тайной вечери» в Петербург и 7
сентября 1863 года представил её Совету ИАХ в качестве отчёта за
свою пенсионерскую поездку в Италию. Совет Академии высоко оценил
мастерство художника и присвоил ему звание профессора исторической
живописи (которое было выше, чем звание академика ИАХ) за картину,
«которая исполнена с особенным искусством и с сильным психическим
выражением». Начиная с 13 сентября 1863 года, картина
экспонировалась на Академической выставке в Петербурге, а 12
февраля 1864 года полотно было приобретено императором Александром
II для музея Академии художеств — за картину было заплачено 10
тысяч рублей серебром. На Академической выставке 1863 года картина
«Тайная вечеря» имела большой успех: по некоторым оценкам, «ни одна
картина русского художника после „Последнего дня Помпеи“ К. П.
Брюллова не собирала такого количества публики и столь много
отзывов в прессе». При этом наблюдалась значительная поляризация
мнений: одни критики «яростно отвергали» эту картину, а другие её
«шумно восхваляли». В 1867 году картина «Тайная вечеря»
экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где, кроме неё, в
российском художественном павильоне были выставлены «Княжна
Тараканова» Флавицкого, «Последняя весна» Клодта и «Портрет Ф. П.
Толстого» Зарянко. Николай Ге присутствовал на этой выставке,
проведя в Париже апрель и май 1867 года. В 1897 году картина была
передана из Академии художеств в создаваемый в то время Русский
музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский
музей). По воспоминаниям Александра Бенуа, после открытия музея в
1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с
картинами «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова,
«Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Явление
Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Христианские
мученики в Колизее» Флавицкого и ещё двумя-тремя произведениями
Айвазовского. В каталоге Русского музея 1917 года картина
фигурировала под названием «Последняя вечеря Христа с его
учениками». В настоящее время полотно выставлено в зале № 26
Михайловского дворца, где, кроме него, находятся другие известные
картины Ге, среди которых «Саул у Аэндорской волшебницы», «Выход
Христа с учениками в Гефсиманский сад», портреты Л. Н. Толстого и
М. Е. Салтыкова-Щедрина, а также авторское повторение картины «Пётр
I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».