Казанская икона
Божией Матери — почитаемая чудотворной икона
Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых
икон Русской православной церкви. Казанская икона Божией Матери
пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой
иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских
кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных
христиан.
Как оригинал, так и списки
со святого прообраза играли значимую роль в истории Российского
государства. Многие из них почитаются как чудотворные. Казанскую
Богоматерь нарекли «Державным покровом», ибо под ее
покровительством было одержано множество побед. Лик Божьей Матери –
это символ освобождения и величия русского народа, источник его
силы и стремления к победам.
Наиболее значимыми в
русской истории стали три Казанские иконы: Явленная в Казани,
Московская и Санкт-Петербургская.
Богородица изображается
фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном
головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец
Иисус Христос.
Младенец Христос
представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только
правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая
рука Богомладенца скрыта одеждой.
Казанская икона Богородицы
— одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она
является по сути одним из самостоятельных иконографических типов
богородичных икон. О всероссийском почитании обретенной иконы
говорит множество подтвержденных фактов - например, в конце XIX
столетия порядка 70% доходов Казани приносили паломники,
съезжавшиеся со всей России для поклонения святыне.
Обретение иконы - как пишет
современник событий патриарх Гермоген (в то время священник
Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в
1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне
явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище.
В указанном месте, где была
печь, на глубине около метра Матрона нашла икону. День явления
Казанской иконы — 8 июля 1579 года — ныне ежегодный общецерковный
праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы по указу Ивана IV
(Грозного) был построен Богородицкий девичий монастырь, первой
монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
В 1768 году императрица
Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском
Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.
В 1594 году митрополит
Казанский Гермоген составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы,
честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Согласно
этому источнику, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с
места явления во храм: исцелились двое слепых, участвовавших в
процессии. В этой повести сообщалось, что список с явленной иконы
был послан в Москву царю Ивану IV (Грозному).
Празднование Казанской
иконе совершается 8 (21) июля в честь обретения иконы в Казани в
1579 году и 22 октября (4 ноября) в честь избавления Москвы от
поляков в 1612 году. В Казани местное празднование было установлено
на 8 июля, а в Москве ― на 22 октября.
В 1649 году по случаю
рождения на 22 октября 1648 года во время всенощного бдения
наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович
повелел установить общерусское празднование Казанской иконе: «во
всех городах по вся годы». В подтверждение нового статуса иконы при
Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь в честь
Казанской иконы.
С 2005 года 4 ноября
отмечается в России как общегосударственный праздник — День
народного единства.
За всё время десятки
официально чтимых местных списков Казанской иконы распространились
по многим епархиям Русской церкви. Казанской иконе ныне посвящены
сотни храмов и монастырей, находящихся в бывших провинциях
Российской империи.
К XIX веку казанский образ
почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и
Смоленская.
В конце XX века получили
распространение истории о связи иконы с митрополитом Гор Ливанских
Илией и об особой роли иконы в Великой Отечественной войне.