Художник изображает сцену, разворачивающуюся во время
благословения отцом дочери перед свадьбой. Многофигурную композицию
живописец поместил в интерьере дома, полного икон, что выдает в
хозяевах набожных людей. Растерянный при виде рыдающий дочери отец
с иконой в руках и мать, застывшая с караваем на подносе, не знают,
как вести себя в этой неожиданной и до неприличия неловкой
ситуации. На заднем плане показан растерянный жених со своей
родственницей.
За это полотно Журавлев получил звание академика
и признание публики. Оно стало настолько популярным, что ему
пришлось исполнить несколько вариантов-повторений. Позже картины
мастера будут отмечены как лучшие иллюстрации быта и нравов
1860-1870-х, а меткие характеристики человеческих типов и
особенностей их поведения станут классическими для понимания
русской культуры.
Журавлёв Фирс Сергеевич — живописец, академик; родился в
1836 году. Живописи учился в Санкт-Петербургской академии
художеств, где получил малую золотую медаль. Класс Тимолеона фон
Неффа, Фиделио Бруни, А. Т. Маркова. Его род живописи — бытовая
живопись; в особенности он известен несколькими картинами, сюжет
которых взят из купеческого быта. «Купеческие поминки» —
многофигурная картина, полная тонкой наблюдательности (1876),
«Благословение невесты» — сцена почти драматического содержания, с
большими художественными достоинствами (1878), также из купеческого
быта. Журавлёв писал отдельные фигуры, верно выхваченные из
действительности, например, «Официант». Писал также портреты (как,
например, отца Иоанна Кронштадтского). Рисунок Журавлёва
правильный, живопись тонкая, а колорит правдивый.
Во время учёбы в Императорской Академии художеств
неоднократно награждался медалями «За успех в рисовании»: в 1858 и
1860 — малыми серебряными, в 1860 и 1862 — большими серебряными. В
1862 году был награждён малой золотой медалью за картину «Кредитор
описывает имущество вдовы». В 1863 году отказался от участия в
конкурсе на Большую золотую медаль Императорской Академии художеств
(«Бунт четырнадцати»), подав прошение о выходе из Академии и
получив звание классного художника 2-й степени.
Один из основателей Санкт-Петербургской артели
художников. Вместе с Иваном Крамским и ещё четырьмя художниками:
Богданом Венигом, Александром Григорьевым, Алексеем Корзухиным и
Николаем Шустовым поселился в квартире в доходном доме Гудкова на
17-й линии Васильевского острова, образовав своеобразную коммуну с
общими мастерскими для работы и ведением общего хозяйства.
В 1868 году за представленные на Академической выставке
картины «Приезд извозчика домой» и «Возвращение с бала» получил
звание классного художника 1‑й степени «по живописи народных сцен».
В 1874 году за картины «Перед венцом», «Носильщик», «Мачеха»,
«Девочка с курами», «Трубочист» и ряд портретов удостоен почётного
звания академика Императорской академии художеств.
В 1888—1889 годах экспонировал свои работы на выставках
Товарищества передвижных художественных выставок, однако членом
Товарищества так и не стал. Участвовал во Всемирных выставках в
Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской
промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в
1896 году.
Участвовал в росписи кафедрального соборного храма
Христа Спасителя в Москве, Христорождественского кафедрального
собора в Риге. Автор мозаик в соборе Воскресения Христова на Крови
и икон в соборе Воскресения Словущего всех учебных заведений в
Санкт-Петербурге.