Джон
Гибсон (англ. John Gibson, 19 июня 1790—27 января
1866) — уэльский скульптор. Самый значительный из английских
скульпторов, ученик С. Фрэнсиса в Ливерпуле и А. Кановы в
Риме.
Первые произведения, в
которых проявился его талант, были исполненные им в Риме статуя
«Спящий пастух», группы «Марс и Амур» (1819), «Психея, несомая
зефирами» (1821) и барельеф «Свидание Геро с Леандром» (1821). Эти
работы доставили ему громкую известность в Италии, а также на его
родине, вернуться в которую приглашали его друзья, заверяя, что он
приобретёт там и почёт, и богатство. Но художник предпочёл остаться
в Риме, хотя и продолжал высылать в Англию свои последующие
произведения, находившие благосклонный прием у её публики. К числу
их относятся, между прочим, семь раз повторенная им статуя: «Амур,
переодетый в пастуха» и «Психея, мучимая Амуром», которую он сам
признавал наилучшим из всех своих созданий.
В 1844 г., для выставки
своей статуи Гускиссона (находится в Лондонской бирже), он приезжал
в Лондон, и с тех пор посещал этот город почти ежегодно. В одно из
таких посещений была вылеплена им модель для исполненной потом в
Риме статуи королевы Виктории (находится в Букингэмском дворце). В
ней, подражая полихромии древних, он прибёг к раскраске поверхности
несколькими колерами, которую, несмотря на раздававшиеся с разных
сторон порицания, применял и впоследствии, как, например, в статуе
Стефенсона (1851) и бюсте принца Валлийского (1854).
В 1850 вылеплена им в Риме группа
королевы Виктории на троне со стоящими по его сторонам
аллегорическими фигурами Милосердия и Справедливости (находится в
здании английского парламента) и статуя Венеры, телу которой он
придал цвет слоновой кости, волосам — светло-русую окраску, сетке
на голове — позолоту. Это произведение возбудило много толков в
художественных кругах Англии: одни находили его оригинальным и
изящным, другие — безвкусным; сам художник любил его более прочих
своих работ и исполнил три раза.
Гибсон был членом
художественных академий Лондонской, Римской святого Луки,
Мюнхенской и некоторых других. Умирая в Риме, он завещал все свои
модели и неоконченные произведения, равно как и значительное
состояние (32000 фунтов стерлингов), нажитое трудом, Лондонской
академии. Примыкая, в отношении направления своего, вообще к стилю
Кановы, Гибсон должен считаться не столько художником, обладавшим
самобытным творчеством, сколько искусным подражателем антикам,
перед которыми он преклонялся до такой степени, что на всякую
новизну в искусстве смотрел как на ущерб для красоты.
Идеалистические его произведения, между которыми самое удачное —
надгробный памятник герцогу Лейчестеру, в Лонгфорде, значительно
превосходят, в художественном отношении, его портретные статуи. (По
материалам Википедии)