Редкость. Подлинная антикварная
гравюра 1851 года печати.
Большой размер листа
гравюры.
Возраст около 170 лет.
Гравёр Алессандро Москетти
Италия, пригород Рима,
античные гробницы Горациев и Куриациев
Горации и
Куриации (лат. Horatii et Curiatii) — персонажи
древнейшей римской истории VII века до н.э. По легенде, трое
братьев из римского рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с
тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга —
братьями Куриациями, чтобы боги указали, кто из городов должен
стать гегемоном. Победителем и единственным выжившим стал Публий
Гораций. Позже он убил свою сестру, невесту одного из противников,
за то, что она его оплакивала.
В конце VII века до н. э.,
Рим вступил в войну с городом Альба-Лонга. Прежде чем армии сошлись
в открытом поле, альбанский диктатор Меттий Фуфетий на переговорах
с римским царем Туллом Гостилием (период правления 672—642 гг. до
н. э.) решил выявить победителя поединком.
Так состоялось легендарное
сражение между тремя братьями Горациями и тремя братьями
Куриациями. Тит Ливий отмечает, что существует путаница, которые из
них были римлянами, а кто альбанцами, добавляя «но большая часть,
насколько я могу судить, зовет римлян Горациями, к ним
хотелось бы присоединиться и мне». Эта традиция
устоялась.
По легенде, все они были
тройняшками, причем Горации и Куриации являлись двоюродными
братьями — их матери были сестрами-близняшками из Альба-Лонги,
дочерьми человека по имени Сикиний. Также они были молочными
братьями. Согласно Дионисию, то, что обе стороны могли выставить
совершенно одинаковых поединщиков, сочли знаком провидения,
поскольку это создавало совершенно одинаковые условия и, таким
образом, давало возможность божеству прямо показать, кому оно
благосклонно. Также Дионисий (рассказ которого более подробен и
многословен) пишет, что у обоих тройняшек спрашивали, готовы ли они
ради отчизны пойти на убийство столь близких родичей. У Горациев
была сестра, она была невестой одного из Куриациев. Тит Ливий и
Дионисий не называют имени сестры, именуя её просто «Горация». (В
поздних пересказах её иногда назвали «Камиллой», также традиция
Нового времени упоминает Сабину из Куриациев как жену одного из
Горациев — вероятно, это идет с трагедии Корнеля 1640 года).
В начале схватки все трое
Куриациев были ранены, а двое римлян погибли. Последний выживший
Гораций (по имени Публий) преднамеренно обратился в бегство.
Раненые Куриации побежали за ним, но из-за ран они двигались с
разной скоростью, и это позволило Публию сразиться с каждым по
отдельности и убить всех троих. Проигравшая сторона — Альба-Лонга,
была вынуждена вступить в наступательный союз с Римом против
этрусков. (Позже Альба-Лонга была уничтожена римлянами, а ее
знатные роды, в том числе род Куриациев, был переселен в
Рим).
Выживший Публий Гораций
снял три доспеха с павших кузенов и с этим трофеем пошел в Рим.
Перед Капенскими воротами его встретила сестра Горациев (невеста
павшего Куриация). Увидев чужие доспехи и сотканный ею же для
жениха плащ (paludamentum) в руках брата, она заплакала. И тот
заколол её мечом со словами: «Отправляйся к жениху с твоею не в
пору пришедшей любовью! Ты забыла о братьях — о мертвых и о
живом, — забыла об отечестве. Так да погибнет всякая римлянка,
что станет оплакивать неприятеля!». Его отец, одобрив убийство
дочери, не позволил похоронить её в усыпальнице предков. «Лишь те,
кто проходил мимо неё, брошенной в месте смертоубийства,
приносили камни и хоронили убиенную в земле как тело,
лишенное должного погребения».
По Титу Ливию, это
преступление вызвало большое негодование римлян. Публий Гораций за
убийство сестры сначала был поставлен перед царем, но тот не стал
судить героя самолично и делегировал полномочия: убийца был
приговорён дуумвирами к смертной казни. Но затем Гораций попросил
передать свое дело далее, по обычаю, «на рассмотренье народа».
На народном суде Публий Гораций-отец объявил, что «дочь свою он
считает убитой по праву: случись по-иному, он сам наказал бы
сына отцовскою властью». Также этот отец, только что потерявший
двух сыновей, попросил не лишать его последнего отпрыска. Народ
смягчился: «его оправдали скорее из восхищения доблестью,
нежели по справедливости». Отцу повелели искупить проступок
сына искупительной жертвой, он совершил особые очистительные
жертвоприношения, которые с той поры были завещаны роду
Горациев, и заставил сына пройти под ярмом. Род Горациев с той
поры был назначен отправлять культ Юноны Сорории
(«сестринской») и Януса Куриация; впоследствии этот культ
стал государственным.
Дионисий пишет, что из-за
этой истории у римлян принят закон, действовавший и в его время:
«чтобы те, у кого родится тройня, получали пропитание на них
вплоть до достижения ими совершеннолетия из общественной
казны».