Рисунок мог
принадлежать одному из художников-стипендиатов или
художников-пенсионеров Петербургской академии
художеств, отправленных в Италию - в этой стране учились и
практиковались первые профессиональные живописцы России. Считалось,
что в Италии, которая унаследовала культуру эпохи Возрождения,
работали лучшие мастера живописи. Произведения искусства были
доступны для изучения: многие города были живыми музеями. Матвей
Пучинов, Антон Лосенко, Иван Акимов, Петр Соколов отправились в
Италию первыми — они стали стипендиатами Петербургской академии
художеств и уехали за границу изучать историю искусства и техники
живописи.
Начиная с родоначальника
пейзажа Семена Щедрина, в русском искусстве появились зарисовки
природных красот Италии. Федор Матвеев прожил в Италии 47 лет и
создал полотна с видами Неаполя, Рима, северных городов. Писал
городские пейзажи Сильвестр Щедрин. Федор Алексеев оставил картины,
написанные в окрестностях Венеции.
Федора Алексеева за его
стиль, близкий к манере письма его кумиров, называли «русским
Каналетто». В следующей волне «итальянской» живописи главными
персонажами стали сами итальянцы. Карл Брюллов, «Последний день
Помпеи» которого произвел фурор и в Италии, и в России, создал
галерею женских образов.
Романтичные портреты писал
в в Риме и Неаполе Орест Кипренский. Петр Басин изобразил жизнь
беднейших слоев населения. В то же время продолжали учиться в
Италии классической живописи Алексей Егоров, Федор Бруни, Александр
Иванов, Федор Моллер.
Настоящей италоманией можно
назвать творчество Михаила Лебедева. За свою короткую жизнь —
художник умер в 26 лет — он написал множество очень точных и
атмосферных пейзажей Италии.
Одним из таких
художников, посещавших Сицилию в 1840-ые гг,
был Максим Никифорович Воробьёв (6 [17]
августа 1787, Псков — 30 августа [11 сентября] 1855,
Санкт-Петербург) — русский живописец; занимает значительное место в
истории русской живописи как художник и как наставник целого
поколения русских пейзажистов.
Известно, что в последние
годы своей жизни Воробьев занимался преимущественно итальянскими
видами, по этюдам, сделанным им в окрестностях Рима и Палермо, во
время путешествия 1844—1846 гг.
Воробьев проживал на юге
Италии – в Неаполе и его окрестностях начиная с 1843
года. Исполнил много видов Амальфитанского побережья, Неаполя,
Палермо и других мест Неаполитанского и Сицилийского королевств
(Королевство обеих Сицилий).
Сохранились его письма к
Кривцову (камергер П.И. Кривцов, назначенный российским
правительством в 1840 году начальником над русскими
художниками-пенсионерами, составитель "Римского отчета" о
художниках, проживающих в 1840-е гг. в Италии) в которых художник
сообщал: «…я два месяца пробыл в Амальфи, где написал
несколько картин масляными красками и много сделал рисунков
карандашом; теперь по случаю болезни приехал в Nеаполь»; «живу
вместе с Бейне на Riviera di Chiaja Vico Carminiello № 49 al
secondo piano ˂…˃ 1843 года 2 ноября».