Митрополит Платон (в миру
Пётр Георгиевич Левшин; 29 июня 1737, село Чашниково, Московская
губерния - 11 ноября 1812) - придворный проповедник, законоучитель
наследника престола, член Святейшего Синода, митрополит Московский
и Коломенский.
Искал возможность примирить господствующую Церковь со
старообрядцами введением единоверия — разрешения богослужений по
старым (дониконовским) книгам, «составил для единоверцев правила,
утвержденные Синодом в 1801 году». Автор труда «Краткая церковная
российская история» (М., 1805 в 2-х ч.), ставшего первым по времени
систематическим курсом русской церковной истории, в которым впервые
был отражён критический подход к источникам и историческому
преданию.
Родился 29 июня (10 июля по новому стилю) 1737 году в
селе Чашниково Московской губернии в большой семье сельского
причетника (впоследствии священника) Георгия Данилова. Учился в
Коломенской семинарии, затем в Славяно-Греко-Латинской академии,
обучаясь в которой, принял фамилию Левшинов или Левшин.
С 1761 года - ректор Троицкой лаврской семинарии. В
1763 году Екатериной II был определён придворным проповедником и
законоучителем наследника российского престола великого князя Павла
Петровича; также наместник Троице-Сергиевой Лавры. Стал особенно
близок с наследником престола.
C 16 июля 1766 года — священно-архимандрит (настоятель)
Троице-Сергиевой Лавры, член Святейшего Синода. 10 октября
1770 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с
возведением в сан архиепископа и с оставлением архимандритом
Троице-Сергиевой Лавры. Хиротонию возглавил митрополит Киевский и
Галицкий Гавриил (Кременецкий).
В Москве сохранилось здание палат Тверского подворья,
связанное с жизнью и деятельностью митрополита Платона.
C 21 января 1775 — архиепископ Московский и Калужский. С
15 ноября 1775 — директор Славяно-Латинской академии, которая при
нём стала Славяно-Греко-Латинской. Архиепископ Платон был
передовым человеком своего времени, интересовался трудами
французских энциклопедистов и терпимо относился даже к духовным
исканиям масонов. Рассказывали, будто на запрос Екатерины II о том,
не противно ли масонство духу христианства, он отвечал, что «молит
Бога, чтобы во всем мире были христиане таковы, как Новиков». В
«Братьях Карамазовых» приведён также известный анекдот о встрече
Платона с Дидро, который звучит (в интерпретации А. О. Смирновой)
следующим образом: «Митрополит Платон был ещё в Петербурге.
Дидерот изъявил желание его видеть, вошёл в комнату и сказал по
латыни: «Нет Бога», с торжественным видом, полагая, что Платон не
знает по-латыни, но очень удивился, когда тот ему сказал: «Рече
безумец в сердце своём», показал ему дверь и ушёл.»
29 июня 1787 возведён в сан митрополита (с 16 октября
1799 носил титул «Московский и Коломенский»). При нём в 1788 в
Московской епархии было открыто Дмитровское викариатство. 2
февраля 1792 года, чувствуя враждебное к себе отношение со стороны
синодального руководства, подал прошение об увольнении от
епархиального управления; в просьбе было отказано.
По вступлении на престол императора Павла Петровича 6
ноября 1796 года, протестовал против введения последним практики
жалования духовенству государственных орденов (явился одним из 2-х
первых иерархов, сопричисленных к ордену Андрея Первозванного);
совершил его коронацию; по просьбе некоторых дворян, направил
императору пастырское послание, в котором осуждал его за суровое
обращение с дворянами, и получил в ответ указ вовсе не выезжать из
Москвы.
Был первым иерархом Русской православной церкви,
вступившим в прямые сношения с Англиканской церковью. Как сообщал
один из его биографов, "английские пытливые богословы через
полномочного министра при дворе Великобритании С.М. Воронцова
отнеслись с вопросами к митрополиту Московскому о разделении и
разности Восточной Церкви от Западной, о Святом Крещении и
поклонении святым иконам… Митрополит, сообщив английским богословам
замечания свои об этом важном и любопытном предмете, послал им и
сочинение своё о Христианском Богословии в латинском переводе с тем
намерением, как он выразился в послании своём, «дабы из него лучше
могли понять силу того учения, коему следует Греко-Российская
Церковь, и убедились бы в том, что люди, через меру мудрствующие,
всегда покушаются смешивать древнее с новым и неизвестное с
известным». Замечания и книга митрополита Платона были приняты в
Англии с пониманием и интересом и переведены на английский язык,
его богословские воззрения излагались на лекциях в университетах
Оксфорда и Глазго.
В 1800 году сыграл ключевую роль в учреждении
единоверия: в 1801 году в Москве была открыта первая единоверческая
церковь на Введенском кладбище.
15 сентября 1801 года совершил коронацию Александра I и
его супруги Елисаветы Алексеевны.
13 июня 1811, ввиду тяжёлой болезни, уволен от
епархиальных дел до выздоровления. Во время Отечественной войны в
1812 году, будучи тяжелобольным, был увезён из Москвы, куда прибыл,
чтобы быть со своей паствой. Скончался 11 ноября 1812 года в
3-м часу пополудни в Вифании. Отпевание над ним совершил в Лавре 16
ноября его викарий епископ Августин (Виноградский); похоронен был в
пещере нижней церкви Лазарева воскресения Вифанского монастыря. Над
могилою был поставлен из дикого камня памятник, на котором была
начертана сочинённая самим Платоном эпитафия: «Здесь погребен телом
Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкия
Лавры и сея Вифанския обители и при ней Семинарии
основатель.»
Когда храм был уничтожен в 1950-е годы, останки
приснопамятного митрополита удалось перезахоронить в
Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. В сентябре 1997
года, по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия
II, комиссия под руководством археолога С. А. Беляева произвела
вскрытие погребения митрополита Платона. Под полом Духовской церкви
был обнаружен склеп, а в склепе - гроб с надписью, подтверждающей
принадлежность останков. Епископ Верейский Евгений (Решетников)
переоблачил останки митрополита Платона, а 7 октября того же года,
после соборной панихиды совершенной патриархом Алексием, прах
великого иерарха был погребён в заново устроенном склепе, внутри
Духовской церкви, у северной стены.
Первый биографический очерк о митрополите Платоне
написал через десять лет после его смерти И.М. Снегирёв, позднее
очерк был дополнен и несколько раз переидавался. Именно на этот
труд опирались другие авторы, как дореволюционные, так и
послереволюционные, излагавшие биографию митрополита Платона. В
число главных дореволюционных работ входят труды А.А. Надеждина и
М.Л. Лысогорского.
В 1912 году 100-летнему юбилею со дня его кончины был
приурочен выход трех наиболее значимых исследовательских статей В.
В. Платоника, В. В. Виноградова, Б. В. Титлинова. В XX веке
вопросы, связанные с московским архиереем, затрагивалась в трудах
эмигрантских учёных — Г. В. Флоровского, И. К. Смолича, В. П.
Зубова и других. Скульптурная фигура Митрополита Платона
изображена на Памятнике «1000-летие России» в Великом
Новгороде.