Большой размер
листа: 70,5 x 56,5 см. Размер оттиска
медной пластины: 62,3 x 48,5 см. Очень
большой размер изображения: 60,4 x
47,2 см. Хорошее коллекционное состояние, небольшие
пятна от 240-летнего возраста. Плотная, полукартонная бумага. Лист
с гравюрой накатан на плотный картон. Чистая обратная сторона листа
гравюры.
Гравюра отпечатана 1 мая
1784 года с оригинальной картины Карло Маратти (как указано под
гравюрой - находящейся в коллекции собственника, вероятно заказчика
печати гравюры), гравёры близнецы-братья Фациусы Георг-Зигмунд
и Иоганн-Готлиб, издатель-печатник Джон Бойделл (1720-1804
гг.).
Древнегреческая мифология
повествует, что весной и летом на склонах лесистого Геликона, там,
где таинственно журчат священные воды источника Гиппокрены, и на
высоком Парнасе, у чистых вод Кастальского родника, Аполлон водит
хоровод с девятью музами. Юные, прекрасные музы, дочери Зевса и
Мнемосины, - постоянные спутницы Аполлона. Он предводительствует
хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре.
Величаво идет Аполлон впереди хора муз, увенчанный лавровым венком,
за ним следуют все девять муз: Каллиопа - муза эпической поэзии,
Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Мельпомена -
муза трагедии, Талия - муза комедии, Терпсихора - муза танцев, Клио
- муза истории, Урания - муза астрономии и Полигимния - муза
священных гимнов. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как
зачарованная, внимает их божественному пению.
Фациусы
Георг-Зигмунд и Иоганн-Готлиб — братья-близнецы,
рисовальщики и весьма уважаемые граверы на меди пунктирной манерой.
Родились в 1750 г. в Регенсбурге, в первое время работали в
Брюсселе, в 1776 году переехали в Лондон, где работали с печатником
Джоном Бойделлом.
Их отец был русским
консулом в Брюсселе, благодаря чему Фациусы награвировали несколько
русских портретов, в том числе два портрета Екатерины II. Они
подписывались под своими произведениями, кроме "G.S. & I.G.
Facius", еще и просто "Faciuss Sculpserunt". Интересно, что
некоторое время, среди коллекционеров гравюр, было распространено
ошибочное мнение о том, что подпись "Engraved by G.S. & I.G.
Facius" означает совместное творчество знаменитого русского гравёра
Гаврилы Скородумова (1755-1797 гг.) "G.S." (в тот период
жившего и работавшего в Лондоне) и одного из братьев -
Иоганна Готлиба Фациуса. Но достоверно не известно, работали ли
Скородумов и Фациусы над какими-либо совместными проектами, хотя по
манере и качеству исполнения их работы имеют много общего.
Дата смерти приблизительно
позднее 1802 года. К числу лучших их гравюр принадлежат: «Живописец
Б. Уэст и его семейство» с Уэста, «Аполлон и
музы» с К. Маратти (представляемая к продаже в данном
предложении), «Парнас» с Л. Гуттенбрунна, «Гектор и Парис» с
Ангелики Кауфманн, «Авраам угощает трех ангелов» с Мурильо и
«Молодой бык» с П. Поттера.
Карло Маратти, также Маратта (ит.
Carlo Maratta, род. 15 мая 1625 г. Камерано близ Анконы — ум. 15
декабря 1713 г. Рим) — итальянский художник и архитектор эпохи
барокко, принадлежавший к римской школе живописи.
Талант художника проявился у К.Маратта ещё в детстве. В
возрасте 12 лет был отправлен своими родителями в Рим, в обучение к
живописцу Андреа Сакки. У Сакки Маратта оставался на протяжении
многих лет и рассматривал его всю свою жизнь как старшего друга и
учителя. В 1650 году к молодому художнику приходит известность —
после того, как он удачно выполнил заказ на алтарную картину,
Маратта был представлен папе Александру VII, который затем
обеспечивал художника заказами. Ряд алтарных полотен работы
К.Маратта до сих пор находятся в римских церквях.
В 1704 году К.Маратта был посвящён папой Климентом XI в
рыцари, награждён церковным орденом и становится придворным
живописцем французского короля Людовика XIV, который был покорён
искусством мастера, увидев его полотно, изображавшее Дафну. В то же
время Людовик разрешил К.Маратта продолжать свою работу в Риме. Был
также талантливым архитектором, разработавшим проекты
многочисленных зданий. В 1700 году художник становится президентом
римской Академии Святого Луки.
Карло Маратта содержал обширную мастерскую, где
стажировались его многочисленные ученики (нпр. Роберт ван
Ауденарде). Похоронен в римской церкви
Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири.
К.Маратта писал свои полотна в академической традиции
своего учителя Сакки, берущей своё начало ещё в творчестве Рафаэля.
В конце XVII столетия Маратта и Сакки были признанными, ведущими
римскими живописцами. Кроме алтарных полотен для церквей, мастер
писал также портреты, фрески, создавал скульптуры. Наиболее
интересен он как портретист. В настоящее время картины К.Маратта
можно увидеть в музеях Парижа (Лувр), Рима, Берлина, Флоренции,
Санкт-Петербурга, Лондона, Мадрида, Бостона, Вены, Брюсселя,
Мюнхена и др.
Джон
Бойделл (19 января 1720 – 12 декабря 1804) -
британский гравёр, издатель и дилер рынка художественной гравюры
18-го века, прославившийся и сделавший состояние на издании и
продаже гравюр.
Одно из самых известных его
предприятий - выпуск гравюр "Шекспировской галереи", призванной
основать английскую школу исторической живописи. "Галерея"
представляла собой серию картин известных английских художников в
теме сюжетов исторических произведений Уильяма Шекспира,
гравированных на листах огромного формата, нехарактерного для
привычного размера гравюр.
Эти монументальные листы,
отличающиеся исключительным качеством печати, впечатляют не только
своим исключительным размером, но и величественностью и
изысканностью изображенных сюжетов. Следует упомянуть, что проект
"Шекспировской Галереи" создавался в течении восьми лет, но так и
не был завершен. Несмотря на это, ещё при жизни Джона Бойделла, его
"Галерея" стала символом национальной гордости и возрождения
интереса к национальной истории.