Русский художник М.И.
Махаев (1718-1770 гг)
"Проспект по реке Фонтанке
от Грота и Запаснаго дворца на Полдень"
(Вид Санкт-Петербурга на реку
Фонтанку между Гротом
и дворцовым продовольственным
складом)
Размер
рамы 67,2 х 50,8 см. Размер
листа: 43,4 x 29,9 см. Хорошее
коллекционное состояние. Пятна старения и небольшие загрязнения.
Бумага верже с водяными знаками. Чистая обратная сторона
листа. Современное обрамление в багет из натурального дерева с
вензелями, золочением и потёртостями под "старину",
картон-паспарту, высококачественное импортное тонкое багетное
стекло "Фениция", верхний подвес гравюры бескислотной
консервационной лентой, задник из паспарту, пылевая защита, подвес
рамы - трос, гарантийный сертификат.
Гравюра на меди с ручной
акварельной раскраской выполнена по рисунку русского
художника Михаила Ивановича
Махаева (1718-1770 гг) неизвестным французским
гравёром, отпечатана парижским печатником Жаком Шеро (Jacques
Chereau) для системы Vue d’Optique (Перспективного вида),
предназначенного для просмотра в камере через линзу. Гравюрa в
хорошем состоянии, отчетливый след натиска (оттиска) с медной
пластины, издательская ручная акварельная раскраска, бумага "верже"
с водяным знаком изготовителя бумаги. В 1753 году отмечался первый
юбилей Санкт-Петербурга - пятидесятилетие со дня основания новой
российской столицы. Юный город на берегах Невы удивлял приезжих
иностранцев красотой зданий и размахом строительства. Его
великолепие олицетворяло могущество Российской империи. В честь
памятной даты в 1753 году Российской Императорской Академией наук и
художеств был выпущен альбом с изображением «знатнейших перспектив»
города, один из видов которого (издания 1780-ых годов) мы
предлагаем Вашему вниманию здесь. Воспроизведенные в нем виды
Санкт-Петербурга исполнил русский рисовальщик и гравер Махаев.
Успешно овладев законами перспективной науки, частью —
самостоятельно, по книгам, частью — под руководством живописца
Валериани, Махаев создал замечательные проспекты Петербурга,
нарисовал не просто статичные виды города, а наполнил их движением,
сумел точными деталями передать биение пульса российской столицы и
свое, глубоко личное отношение к увиденному. Рисунки и гравюры с
рисунков М. И.Махаева хранятся в Государственном Эрмитаже,
Государственном Русском музее, Государственной публичной библиотеке
им. М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Михаил Иванович Махаев
(1718—1770 гг) — русский художник, мастер рисунка и
гравюры, в особенности архитектурного пейзажа. Родился в
Санкт-Петербурге, в семье священника невысокого сана. В 11 лет был
отдан в Академию Наук, где обучался математике и геометрии. В 1731
году был направлен в мастерскую Калмыкова, созданную при Академии,
«для делания теодолита», где ознакомился с основами топографии. В
1736 году вместе с другими учениками выполнял задание по зарисовке
тушью и акварелью предметов петровской Кунсткамеры для
воспроизведения в гравюрах. Эта работа обогатила знания художника
по естествознанию, географии, дала возможность увидеть произведения
искусства (в том числе, гравюры Алексея и Ивана Зубовых).
Самостоятельно изучал законы построения перспективы, рисовал с
натуры, ходил в вечерние классы иностранных языков (латинского и
немецкого). После образования гравировальной мастерской при
Академии, посещал занятия по рисунку с обнаженной натуры под
руководством художника Гриммеля. С 1742 года числится подмастерьем
Унферцахта в ландкартной мастерской, где обучается «резанию литер и
ландкарт». Гравюра как предмет искусства является результатом
работы рисовальщика и резчика. Обозначение характера выполненной
работы входит в традиционную композицию листа и помещается под
основным изображением у правого и левого полей. Имя Махаева в
большинстве случаев стоит после слов «снимал» или «рисовал»: первое
обозначает применение камеры-обскуры, а второе — создание
самостоятельного творческого рисунка. Махаев точно передает облик
того или иного здания, фиксирует его с почти фотографичной
точностью. Часто художник работает с архитектурными проектами, по
которым создает фасады уже несуществующих или ещё непостроенных
зданий. К традиции архитектурного рисунка относится и включение
стаффажа. Однако в работах Махаева он играет не только техническую,
но и художественную роль - создает образ места, передает характер
повседневной жизни. Фигуры людей объединены в жанровые сценки и
соответствуют композиционному центру — зданию: придворные у Летнего
дворца, кареты сановников и всадники перед Государственными
коллегиями, толпа городского люда и извозчики рядом с Биржей.
Дополняют образ города деревья, которые постепенно обретают большую
конкретность, смелее вводятся в композицию. После основания
Академии художеств, вся художественная деятельность Академии наук
была упразднена. Но ландкартная мастерская продолжала работать.
Махаев занимался здесь исправлением рисунков и видов русских
городов, прилагаемых в качестве иллюстраций к картам России.
Художник был похоронен на кладбище при Благовещенской церкви на
Васильевском острове. Основные работы: 1745—1753 гг. — «План
столичного города Санкт-Петербурга с изображением знатнейших
проспектов». 1750-е гг. — серия гравюр «Окрестности Петербурга» —
Махаев рисовал по материалам проектов. 1763 г. — серия видов Москвы
для коронационного альбома Екатерины II. 1760-е гг. — альбом видов
усадьбы Кусково (издан в Париже).
Vue
d'Optique или Guckkastenblatt (перспективный вид) -
особый вид старых офортов, предназначенный для просмотра в камере
через линзу, которая увеличивала изображение и давала иллюзию
трёхмерности. Эти камеры назывались или «peep show boxes» (to
peep –заглядывать). Чаще всего «перспективные виды»
изображали крупные города и знаменитые архитектурные памятники,
напоминали о путешествиях, представляли библейские сцены — листы
были контрастно выгравированы и раскрашены акварелью. Некоторые
виды и сцены демонстрировались с подсветкой из свечей. "Vue
d'Optique" впервые появились в Англии, и во второй половине 18 века
распространились по Европе. Основными центрами производства "Vue
d'Optique" стали Аугсбург и Париж. "Vue d'Optique"
демонстрировались в "peep show boxes" на ярмарках. Обеспеченная
публика стала приобретать такие устройства для домашнего
использования, а также коллекционировать "Vue d'Optique".
Фото зограскопа для
просмотра Vue d'Optique
(фотография из статьи Википедии о
зограскопах):