Большой размер листа
гравюры: 66,7 x 51,5 см. Лист с
гравюрой накатан на плотный картон, размер
картона 70,7 х 57,7 см. Гравюра
оттиском с гравированной медной пластины, создана по
картине знаменитого художника Никола Пуссена (1594-1665 гг),
гравёры Франсуа Виварес (1709-1780 гг) и Иоанн Баптист Шателен
(1710-1771 гг). Издатель Джон Бойделл (1720-1804
гг).
Сюжет
гравюры состоит из двух художественных линий
повествования:
- главная линия демонстрирует
надвигающуюся бурю, молнии сверкают в почерневшем небе, кроны
деревьев и кустарник сгибаются под натиском ураганного ветра,
грозовые тучи несут за собой проливной дождь, одинокие путники
спешат укрыться в городе.
- вторая линия повествует о
разыгравшейся драме о Пираме и Фисбе, двух влюбленных, вопреки воле
родителей, решивших тайно встретиться за городом у большой
шелковицы, стоящей на берегу ручья.
Пирам и Фисба — легендарная
вавилонская пара, история которой имеет нечто схожее с историей
шекспировских несчастных влюблённых.
Овидий в «Метаморфозах» рассказывает о том, как они,
несмотря на запрет их родителей, решили тайно встретиться однажды
ночью за стенами города. Свидание было назначено у высокой
шелковицы, стоящей на берегу ручья. Фисба пришла первой, но пока
она дожидалась возлюбленного, «появляется с мордой в пене кровавой,
быков терзавшая только что, львица». Фисба спасается бегством, но в
это время с её плеч спадает платок, который львица, найдя,
разорвала кровавой пастью. Когда Пирам пришёл и увидел
окровавленное покрывало, он представил себе самое худшее. Коря себя
за предполагаемую гибель возлюбленной, он вонзил в себя меч. Его
брызнувшая кровь навсегда обагрила ягоды шелковицы. Фисба,
вернувшись, нашла своего возлюбленного умирающим; она схватила меч
и, направив его себе прямо в сердце, бросилась на него.
Джон
Бойделл (19 января 1720 – 12 декабря 1804) -
британский гравёр, издатель и дилер рынка художественной гравюры
18-го века, прославившийся и сделавший состояние на издании и
продаже гравюр.
Одно из самых известных его
предприятий - выпуск гравюр "Шекспировской галереи", призванной
основать английскую школу исторической живописи. "Галерея"
представляла собой серию картин известных английских художников в
теме сюжетов исторических произведений Уильяма Шекспира,
гравированных на листах огромного формата, нехарактерного для
привычного размера гравюр.
Эти монументальные листы,
отличающиеся исключительным качеством печати, впечатляют не только
своим исключительным размером, но и величественностью и
изысканностью изображенных сюжетов. Следует упомянуть, что проект
"Шекспировской Галереи" создавался в течении восьми лет, но так и
не был завершен. Несмотря на это, ещё при жизни Джона Бойделла, его
"Галерея" стала символом национальной гордости и возрождения
интереса к национальной истории.
Никола Пуссен (Никколо́ Пусси́но)
(фр. Nicolas Poussin, итал. Niccolò Pussino; 1594, Лез-Андели,
Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) — французский художник, один из
основоположников живописи классицизма. Значительную часть активной
творческой жизни провёл в Риме, в котором находился с 1624 года и
пользовался покровительством кардинала Франческо Барберини. Обратив
на себя внимание короля Людовика XIII и кардинала Ришельё, был
удостоен титула первого живописца короля. В 1640 году приехал в
Париж, но не смог приспособиться к положению при королевском дворе
и пережил ряд конфликтов с ведущими французскими художниками. В
1642 году Пуссен вернулся в Италию, где жил до самой кончины,
исполняя заказы французского королевского двора и небольшой группы
просвещённых коллекционеров. Скончался и похоронен в Риме.
В каталоге Жака Тюилье 1994 года обозначено 224 полотна
Пуссена, атрибуция которых не вызывает сомнений, а также 33 работы,
авторство которых может оспариваться. Картины художника выполнены
на историко-мифологические и библейские сюжеты, отмечены строгим
рационализмом композиции и выбора художественных средств. Важным
средством самовыражения для него стал пейзаж. Одним из первых
художников Пуссен оценил монументальность локального цвета и
теоретически обосновал превосходство линии над цветом. После
кончины его высказывания стали теоретической основой академизма и
деятельности Королевской академии живописи. Его творческую манеру
внимательно изучали Жак-Луи Давид и Жан Огюст Доминик Энгр.
Франсуа
Виварес (Сен-Жан-дю-Брюэль, 11 июля 1709 года - 28
ноября 1780 года в Лондоне ) - французский пейзажист и
гравёр.
Родился во Франции в
Сен-Жан-дю-Брюэль, недалеко от Монпелье, 11 июля 1709 года,
воспитывался в Женеве. В возрасте 18 лет переехал в Лондон. В
течение последних тридцати лет своей жизни жил на
Грейт-Ньюпорт-стрит, в центре Лондона, там же находилась его
типография. У него был ученик, которому Франсуа передал
секреты своего искусства - Питер Пауль Беназек (с 1746 года). В
1766 и 1768 годах у Вивареса прошли выставки его гравюр в
Объединенном Обществе Художников. Он был трижды женат и имел 31
ребенка. Его сын Томас Виварес также был гравером. Виварес умер 28
ноября 1780 года и был похоронен на кладбище Паддингтона.
Виварес создал порядка 160
гравюр, которые в большей степени были изданы Джоном Бойделлом.
Часть сюжетов была воспроизведена с картин старых мастеров: Клода,
Гаспара Пуссена, Иля Болоньеза, Вандернера и Кейпа; а так же
английские пейзажи Томаса Гейнсборо, Вуттона, Томаса Смита из
Дерби, Смитов из Чичестера и других. Сюжет "Заколдованный замок"
Клода остался незавершенным из-за смерти Вивареса, и его завершил
Уильям Вуллетт. Есть портрет Вивареса, выгравированный им самим и
Джеймсом Колдуэллом.
Иоанн Баптист
Шателен (1710–1771 гг.) - английский художник и
гравер французского происхождения, специализировался на
пейзажах.
Шателен был нанят Бойделлом
для работы совместно с Франсуа Виваресом для гравировки серии
пейзажей по картинам Клода, Рембрандта, Гуаспра и других. Гравёр
Виварес более ценился публикой, поэтому его имя часто помещалось на
пластинах, гравированных Шателеном, как, например, в случае
прекрасного пейзажа Пьетро да Кортона и на гравюре «Буря / A
Land Storm» (предлагаемой Вашему вниманию к покупке в нашем
ассортименте oldgravura), на которой Пуссен представил Легенду о
Пираме и Фисбе. Шателен выгравировал для Бойделла так же
одиннадцать видов Лондона и Италии. Умер в Лондоне в 1771
году.