Биография
Чернов Павел Афанасьевич (25.11.1918 – 11.04.2003) - Член Союза
художников СССР (России) с 1953 года. Живописец. Заслуженный
художник РСФСР (1984), народный Художник РФ (1999). Почетный
гражданин Кемеровской области (1988), участник Великой
Отечественной войны (1941-1945).
В Кемерово с 1921 года. В 1930-е занимался в художественном
кружке. В 1934 году стал лауреатом детской городской художественной
выставки, был премирован поездкой в Москву (не состоялась).
Рисованием Павел Афанасьевич занимался и в школе и дома, а когда
учился в девятом классе, его рисунки увидела студентка института
имени Крупской Елена Громова и увезла их с собой. Вскоре пришел
вызов из ленинградской школы юных дарований - как оказалось, Елена
показала рисунки своему преподавателю, профессору Лепинову, и они
ему очень понравились. Так Павел Чернов начал учиться "на
художника" в школе юных дарований при Всероссийской Академии
художеств в г. Санкт-Петербурге (1936-1939). После окончания
школы юных дарований его приняли в Академию художеств.
Его мирная жизнь прервалась 25 ноября 1939 года, когда Чернов
был призван на службу в 115-й артиллерийский полк. Во время войны
Павел Афанасьевич защищал подступы к Ленинграду со стороны
Кронштадта. Был награжден орденом Отечественной войны второй
степени. Но даже на фронте старшина Чернов рисовал все, что только
можно. В альбоме появлялись друзья-однополчане, старый дуб,
израненный войной, артиллерийские повозки с лошадьми...
Демобилизавшись, окончил Ленинградский институт живописи,
скульптуры и архитектуры им. И. Репина (1945-1951). После окончания
института вернулся в Кемерово, работал в товариществе «Художник»,
вел изостудию.
Павел Афанасьевич Чернов принадлежит к ведущим мастерам
живописи Кузбасса. Старейший художник Кузбасса, он стоял у истоков
развития искусства Кузнецкого края и его роль в этом процессе
уникальна. Его судьба во многом типична для художника, но
исключительна для художников Кузбасса первого поколения.
Исключительна в том смысле, что он первым из местных художников
получил высшее профессиональное образование в столь известном
институте, как Ленинградский Институт живописи, скульптуры,
архитектуры им. Репина. В начале 50-х гг художник много
внимания уделяет жанровым мотивам. Его жанровые полотна насыщены
светом и воздухом, не случайно уже в своих ранних работах он часто
применяет мотив открытого окна - открывающего доступ потокам
свежести в комнату. Вместе с тем значительное место в раннем
творчестве П.А. Чернова занимает портрет. Мастерство Чернова, как
портретиста, в значительной степени определяется его умением
сохранить доминирующую психологическую выразительность лица, тонко
передать внутреннее состояние персонажей.
Оставаясь всегда приверженцем повествовательного сюжета,
раскрытия характера через индивидуальные черты, художник всё чаще в
60-е годы обращается к натюрморту, который в 1940-е – 50-е годы,
как жанр, был полузабыт. Натюрморты Чернова с новой силой
подтверждают его мастерство в компоновке картины, его дар как
художника-колориста. В конце 1980-х - 1990-е годы значительное
место в творчестве занял пейзаж. Художник писал местные мотивы,
передавая особенности и состояния сибирской природы («Хмурый день.
Макарак» 1986; «Утро на реке Заломной» 1989). Исключительным
представляется пейзаж «Весной в саду» (1993), созданный в русле
декоративных традиций. Вибрирующая красочная поверхность образует
своеобразную живописную мозаику, передающую ощущение ослепительного
весеннего цветения.
Творческие поездки : Дом творчества «Академическая дача» им.
И.Е. Репина (1952, 1953); Горная Шория (1953).
11 апреля 2003 года художник умер. В этом же году при
общеобразовательной кемеровской гимназии N23 был открыт
музей-студия П. А. Чернова.