ВЕЧТОМОВ Николай Евгеньевич
10 апреля 1923 (Москва) — 17 апреля 2007 (Москва)
Николай Вечтомов исторически принадлежит к числу первых имен в
когорте признанных художников-шестидесятников. Его отнесение ко
«второму русскому авангарду» убедительно практически по всем
статьям: присутствие работ в главных собраниях, участие в этапных
выставках неофициального искусства (клуб «Дружба» в 1967, павильон
«Пчеловодство» на ВДНХ в 1975, «Другое искусство» в Третьяковской
галерее в 1991), упоминания в литературе и научных публикациях,
принадлежность к Лианозовской группе и даже включение в «список
Гробмана» (есть те, для кого это особенно важно).
«Северный храм».Бумага,карандаш. Размер 40 см х 29 см.
Авторская подпись и дата в правом нижнем углу. Из собрания жены
художника.
Николай Вечтомов окончил школу 22 июня 1941, воевал под
Сталинградом, на Курской дуге попал в плен, дважды бежал, ушел в
партизанский отряд, целым и невредимым вернулся в Москву. В 1951
Вечтомов окончил Московское художественное училище памяти 1905
года, учился у М. Перуцкого, К. Дорохова, С. Бойма,
В. Рубанова.
С 1951 работал дизайнером на Комбинате декоративно-оформительского
искусства.
В середине 1950-х художник вместе с друзьями и однокурсниками
В. Немухиным и Л. Мастерковой вошел в Лианозовскую
группу.
Начав, как и многие, с абстрактного экспрессионизма, Вечтомов
быстро нашел собственную — мистическую,
сюрреалистическую — манеру.
«…Николай Вечтомов, пожалуй,
единственный, кого не без оснований причисляют к
сюрреалистам.
…Его полотна — это окна,
открытые в неведомый мир. Это не трансцендентный мир, даже не мир
снов или подсознания. Это мир космоса. Не того космоса, о котором
пишут фантасты. Точнее, он не стал им, потому что средства
художника были иные. Он не натуралист, реконструирующий обстановку
межпланетного путешествия. Он передает ощущение, среду миров,
существующих или не существующих, и делает это убедительно. …Эти
полуабстрактные, как бы вырезанные из тяжелых металлических плит
плоские закругленные формы на фоне пронзительно красных или желтых
небес иногда с условной полосой почвы, несомненно, создают
определенное настроение…» (Л. Кропивницкий, 1965).
«…Мои работы связаны не только с собственным состоянием, но и с
общественными катаклизмами. Тайфуном, например. Эпичностью легенды.
У меня сложный ассоциативный ряд. Мне подсказывает внутренний
голос. Название рождается в процессе работы, тогда же возникают и
новые идеи… Так, например, работа «Древние стены» создана под
впечатлением от посещения Борисоглебского монастыря»
(Н. Вечтомов).
Экспонировался с 1961. В том же году в Москве состоялась первая
персональная (квартирная) выставка художника. Принимал участие во
многих групповых выставках в СССР и за рубежом, в том числе:
1967 — выставка произведений 12 московских художников (клуб
«Дружба», Москва); выставка живописи и графики из собрания
А. Глезера (Тбилиси);
1974 —Progressive Stromungen in Moskau 1957–1970 (Museum Bochum,
Бохум, ФРГ);
1975 — выставка живописи московских художников (павильон
«Пчеловодство», ВДНХ, Москва);
1991 — «Другое искусство» Москва. 1956–76 (ГТГ, Москва).
Имя (1923–2007)
ассоциировалось с условной Лианозовской группой (членами которой
были, в частности, , и др.). Условной — потому
что, по легенде, сам термин «Лианозовская группа» измыслили в
МОСХе, для убедительности, как обозначение преступного сообщества,
когда придумывали формулировки для исключения из Союза художников
Евгения Кропивницкого. Что еще? Фронтовик, партизан, герой войны,
бежавший из плена и по счастливой случайности не попавший под каток
послевоенных сталинских репрессий. Самобытный жанровый стиль
художника не нашел пока единого устоявшегося определения. Говорят и
о биоморфном сюрреализме, и о декоративном космизме, и о лирическом
экспрессионизме, и о символьном абстракционизме, и даже об игре
безнатурных структур и форм в пространстве. И все верно. И все
точно.
Самобытные работы Вечтомова очень узнаваемы. Настолько, что
достаточно один раз увидеть — и больше почти не ошибаться,
несмотря на всю причудливость и разнообразие используемых образов.
Запоминающиеся формы в его композициях — «клинки», аморфные
массы, неземные пейзажи, нередко сочетающиеся с фигуративными
элементами (то змеем, то монастырем, то еще чем). Особенно хороши
его яркие работы, с красочными контрастами до рези в глазах. В
некоторых поздних вещах особенно чувствуется скрупулезность и
ремесленная тщательность труда — аккуратная геометрия под
линейку, ровно, словно пульверизатором, закрашенные плоскости. Не
всем это нравится, в картинах зрители привыкли видеть больше
спонтанного. Однако знатоки не видят в специфической ремесленной
тщательности проблемы. Многим из них, наоборот, приятно иметь дело
с вечтомовскими вещами, сделанными профессионально безупречно.
Шестидесятники обычно предпочитали работать быстро и кропотливым
подходом не злоупотребляли, поэтому особую любовь собирателей к
работам Вечтомова не сложно понять.
На рубеже 1950-60-х Вечтомов Н.Е. начал экспериментировать в
области беспредметной живописи с пятнами, линиями, фактурами на
небольших по формату картонах. Стилистически можно выделить
два типа изображений этого периода - экспрессионистическую
абстракцию и сюрреалистический пейзаж. В изобразительной системе
художника часто присутствует обобщенный "инопланетный"
ландшафт, биоморфные силуэты, напоминающие работы Ханса Арпа. Для
зрелого периода характерна черно-лаковая живопись крупного
масштаба.
Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи
(Москва), ГРМ, Музее актуального искусства ART4.RU (Москва),
Музее Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж,
Рутгерский университет, кампус Нью-Брансвик (Нью-Джерси, США) и
др.